Образовательные технологии
24.08.2023
Основная задача педагога
дошкольного учреждения – выбрать методы и
формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,
которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в
дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов
дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является
позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку
со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не
рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как
личности.
Технология
– это совокупность
приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый
словарь).
Педагогическая
технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов,
приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно -
методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня
насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической
технологии:
- Концептуальность
- Системность
- Управляемость
- Эффективность
- Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию,
включающую философское, психологическое, дидактическое и
социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми
признаками системы:
- логикой
процесса,
- взаимосвязью его
частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии,
существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и
оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта
обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения)
образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как
педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого
педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и
личностных особенностей.
Структура
образовательной технологии
Структура образовательной
технологии состоит из трех частей:
- Концептуальная
часть – это научная база
технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее
фундамент.
- Содержательная
часть – это общие, конкретные
цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная
часть – совокупность форм и
методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога,
деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала,
диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех
субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители)
ДОУ осуществляется
на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных
технологий можно отнести:
·
здоровьесберегающие технологии;
·
технологии проектной деятельности
·
технология исследовательской деятельности
·
информационно-коммуникационные
технологии;
·
личностно-ориентированные
технологии;
·
технология портфолио дошкольника и воспитателя
·
игровая технология
·
технология
«ТРИЗ» и др.
1.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие
педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье
ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В
современных условиях развитие человека невозможно без построения системы
формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий
зависит:
ü от типа дошкольного
учреждения,
ü от продолжительности пребывания
в нем детей,
ü от программы, по которой работают педагоги,
ü конкретных условий ДОУ,
ü профессиональной компетентности педагога,
ü показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ)
следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
1.
медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья
детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским
требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии
организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических
мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2.
физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья
ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной
гимнастики и др.);
3.
обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка
и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного
психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и
взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического
сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4.
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие
культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья,
на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования
здоровья (технология
использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и
др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5.
образовательные (воспитания культуры здоровья
дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6.
обучения здоровому
образу жизни (технологии
использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из
серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия),
самомассаж); коррекционные
(арт-терапия,
технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7.
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий
следует отнести и педагогическую технологию активной
сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех
личностных инструментальных и методологических средств, используемых для
достижения педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение
социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного
взаимодействия.
Классификация учебных проектов:
Ø «игровые» — детские занятия, участие
в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода
развлечения);
Ø «экскурсионные», направленные на изучение
проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
Ø «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать
свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной
(картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
Ø «конструктивные», нацеленные на создание
конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
1. по доминирующему методу:
·
исследовательские,
·
информационные,
·
творческие,
·
игровые,
·
приключенческие,
·
практико-ориентированные.
2. по характеру содержания:
·
включают
ребенка и его семью,
·
ребенка
и природу,
·
ребенка
и рукотворный мир,
·
ребенка,
общество и его культурные ценности.
3. по характеру участия
ребенка в проекте:
·
заказчик,
·
эксперт,
·
исполнитель,
·
участник
от зарождения идеи до получения результата.
4. по характеру контактов:
·
осуществляется
внутри одной возрастной группы,
·
в
контакте с другой возрастной группой,
·
внутри
ДОУ,
·
в
контакте с семьей,
·
учреждениями
культуры,
·
общественными
организациями (открытый проект).
5. по количеству участников:
·
индивидуальный,
·
парный,
·
групповой,
·
фронтальный.
6. по продолжительности:
·
краткосрочный,
·
средней
продолжительности,
·
долгосрочный.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые
компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что
применение проектных технологий не может существовать без использования
ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при
организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается
проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя
эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение
вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование
(создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов:
наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски,
звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и
звукам природы;
- использование
художественного слова;
- дидактические игры,
игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской
деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
ü Состояние и превращение вещества.
ü Движение
воздуха, воды.
ü Свойства почвы и минералов.
ü Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная
работа)
ü Виды растений.
ü Виды животных.
ü Виды строительных сооружений.
ü Виды транспорта.
ü Виды профессий.
3. Путешествие по карте
ü Стороны света.
ü Рельефы местности.
ü Природные ландшафты и их обитатели.
ü Части света, их природные и культурные
«метки» - символы.
4. Путешествие по «реке времени»
ü Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в
«метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
ü История
жилища и благоустройства.
4. Информационно-коммуникационные
технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок,
коренным образом отличается от мира,
в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые
требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования:
образования с использованием современных информационных технологий (компьютер,
интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед
педагогами-дошкольниками задачи:
Ø идти
в ногу со временем,
Ø стать
для ребенка проводником в мир новых
технологий,
Ø наставником
в выборе компьютерных программ,
Ø сформировать
основы информационной культуры его личности,
Ø повысить
профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение
этих задач не возможно без актуализации
и пересмотра всех направлений
работы детского сада в контексте информатизации.
Требования
к компьютерным программам ДОУ:
·
Исследовательский
характер
·
Легкость
для самостоятельных занятий детей
·
Развитие
широкого спектра навыков и представлений
·
Возрастное
соответствие
·
Занимательность.
Классификация
программ:
·
Развитие
воображения, мышления, памяти
·
Говорящие
словари иностранных языков
·
Простейшие
графические редакторы
·
Игры-путешествия
·
Обучение
чтению, математике
·
Использование
мультимедийных презентаций
Преимущества
компьютера:
·
предъявление
информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный
интерес;
·
несет
в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
·
движения,
звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
·
обладает
стимулом познавательной активности детей;
·
предоставляет
возможность индивидуализации обучения;
·
в
процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в
себе;
·
позволяет
моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
·
Недостаточная
методическая подготовленность педагога
·
Неправильное
определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
·
Бесплановость,
случайность применения ИКТ
·
Перегруженность
занятия демонстрацией.
ИКТ
в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к
занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет,
принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного
материала к занятиям, знакомство со
сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой,
наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации,
отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно
набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower
Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и
педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских
собраний.
5.
Личностно -
ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в
центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение
комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология
реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых
образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий
личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве,
позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать
себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных
учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью
приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно
предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни
перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий
самостоятельными направлениями выделяются:
·
гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической
сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку
с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
·
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного
образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе
взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия
развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам.
Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд,
концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе
гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной
ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода,
демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.
Сущность технологического
воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных
установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры,
цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать
современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия
для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет
воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического
подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать
достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе
к обучению выделяются:
·
постановка
целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на
достижение результата;
·
подготовка
методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными
целями и задачами;
·
оценка
актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на
достижение целей;
·
заключительная
оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии
противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к
ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества,
создают условия для творчества личности.
6. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ
(теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем
Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель
использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию
думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология
позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его
жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого
потенциала каждого ребенка.
Целью
использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной
стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,
диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и
творческого воображения.
Основная
задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить
ребенку радость творческих открытий.
Основной
критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в
формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение
ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки,
игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится
применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения
противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя
многочисленные ресурсы.
Можно
применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог
недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана
схема с применением метода выявления противоречий:
ü Первый этап – определение
положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или
явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
ü Второй этап – определение
положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
ü Лишь после того, как ребенок
поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению
предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Заключение: Технологический подход, то есть новые
педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем
гарантируют их успешное обучение в школе.
18.04.2023