Эксперементально-иследовательская дейтельность

16.11.2025

Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ — это 

один из методов познания окружающего мира, направленный на развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности и самостоятельности у детей

. Она включает в себя эксперименты, наблюдения и рассуждения, которые проводятся как под руководством взрослого, так и самостоятельно. Цель — помочь детям получить собственный опыт через активное взаимодействие с предметами и явлениями, формируя причинно-следственные связи и развивая мышление и творчество. 

Направления и примеры

  • Наблюдения: Дети наблюдают за объектами живой и неживой природы, замечая изменения и формулируя гипотезы.
  • Размышления: Дети рассуждают, задают вопросы типа «Что будет, если..?» и предполагают возможные результаты эксперимента.
  • Проверка гипотезы: Непосредственное проведение опытов, где дети пытаются доказать своё предположение.
    • Опыты с водой: «Что тонет, а что плавает?».
    • Опыты с воздухом: «Как сделать облако?».
    • Опыты с красками: «Получение нового цвета».
  • Моделирование: Создание моделей реально существующих объектов, например, вулкана или айсберга. 

Этапы проведения экспериментаХочу такой сайт

  1. Наблюдение: Ребенок замечает объект и наблюдает за ним, активизируя внимание и мысль.
  2. Размышление: Формулирование гипотезы, например, «Что будет, если…?».
  3. Проверка гипотезы: Проведение самого эксперимента.
  4. Вывод: Анализ результатов, ответ на вопросы «Как?», «Зачем?», «Почему?» и подтверждение или опровержение гипотезы. 

Методы и приемы

  • Уголок экспериментирования: Создается в группе, оснащается приборами-помощниками (лупы, микроскопы, весы), природными и бросовыми материалами, а также материалами для проведения опытов (вода, песок, красители).
  • Игры-эксперименты: Используются игровые приемы, например, сказочные персонажи или вымышленные ситуации, для создания интереса к опытам.
  • Самостоятельная деятельность: Дети в свободное время могут повторить опыты самостоятельно в специально отведенном месте.
  • Фиксация результатов:
    • Зарисовка опытов и составление схем.
    • Создание рассказов или лепбуков.
    • Изготовление аппликаций и коллажей. 

Правила безопасности

  • Работа только под присмотром взрослого.
  • Использование только ложечки для работы с веществами.
  • Не трогать глаза грязными руками.
  • Не брать руки в рот. 

иследовательская деятельность дошкольников.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».