Как учить музыке
19.09.2023
«Как учить на уроках музицирования? -
Только радостно! Ребенок должен чувствовать себя на занятиях свободно, освоение
новых знаний должно проходить естественно, без лишнего нажима.»
Покажите мне человека, который стал бы с этим спорить.
Впрочем, сами преподаватели, скорее всего, потом и добавят про то, что «надо».
Что надо то и надо сё, про трудолюбие, про обязательность регулярных упражнений
и прочее. И все это правильно. Действительно, играть как следует не научишься
без усердия и постоянной практики. Но много ли детей добровольно пойдут на
такое? Ведь, чего греха таить, и взрослые, которые, казалось бы, способны
логически выстраивать причинно-следственные связи, далеко не всегда могут
перебороть себя, заставить делать что-то неприятное. Даже осознавая
необходимость этого и последствия своего действия или, наоборот, бездействия.
Особенно умиляет манера увещевать детей присказками на тему 1% таланта и 99%
пота и крови, еще и с приведением цитат. Или же «стимуляция» к труду уже
затосковавшего ребенка по принципу «да у тебя сейчас и нагрузки-то никакой нет,
радуйся, вот когда поступишь в училище-консерваторию, вот там придется работать
по-настоящему».
И что подумает нормальный ребенок, которого «порадовали» подобными
перспективами? Буду кем угодно, только не музыкантом.
А что он сделает?
Вариант первый: перестанет в конце концов учиться. Но на это способны не все
дети и далеко не во всех семьях (зависит от характера и от обстановки в семье).
Вариант второй: будет продолжать ходить на занятия на шатко-ни валко, лишь бы
не приставали.
Вариант третий (самый унылый): будет продолжать прилежно учиться. Чтобы не
огорчать родителей или же из чувства страха. И постепенно возненавидит всю эту
музыку. Тут, честно говоря, уже не проблема с музыкой, а вообще проблемы в
семье.
Все эти варианты буквально окружают нас. Поспрашивайте своих знакомых, не
имеющих ни малейшего отношения к музыке. И удивитесь, сколько среди них
обнаружится учившихся когда-то в музыкальной школе. Встретятся даже
доучившиеся. И лишь немногие из них хоть изредка что-то пытаются теперь играть.
А ведь всех их взяли учиться, то есть, как минимум, какие-то музыкальные
задатки у них были. И интерес был.
Был, да сплыл.
Ну... бывает еще вариант. Вот Паганини, к примеру. Папаша его гонял так, что не
позавидуешь, да еще и поколачивал для острастки, коли сыграет что не так.
Однако просветлился как-то Николо, зайдя в храм и послушав Музыку. И понял, что
никакие побои ему не помеха на пути, начертанном самой Судьбой.
Что ж, можно ждать просветления. Правда, сколько таких Никол так и не дождались
его, мы уже никогда не узнаем.
А кто мешает вместо постоянного «давай-давай» (особенно сильного как раз при
наличии хороших способностей, потому что школа сразу садится верхом на таких
детей, так как ей нужны выступления учеников на концертах, грамоты и места на
конкурсах - такова система) и загруза на тему слез, пота и крови, попытаться
показать ребенку радость от постижения нового, понимания услышанного, от
красиво сыгранной разученной или даже сочиненной композиции, от полученной
благодарности от слушателей... И все, что для этого нужно – чуть-чуть постараться.
И никаких слез и крови.
Увы, ребенок до осознания необходимости пота еще не дорос, а радость общения с
музыкой уже куда-то улетучилась, как минимум, в рамках школьной программы (а от
нее никуда не деться). Получается какая-то возрастная вилка, в которую дети
начинают попадать через пару-тройку лет после начала обучения. И далеко не
всякий преподаватель может, да и хочет искать из нее выход. Ведь хороший
детский преподаватель – прежде всего еще и педагог.
Поэтому еще раз призываю. Дорогие мои, не пускайте дело на самотек, участвуйте
в процессе, следите за тем, чему и как учат вашего ребенка. И главное – как он
на это реагирует. Вопросы это непростые, но вполне решаемые. И педагоги хорошие
тоже существуют.
Было бы желание. Для начала ваше. А тогда и у ребенка оно, скорее всего, будет.
P.S. К уже сформулированным вопросам я бы добавил еще один.
Когда учить? Точнее - когда начинать.
Да вот прямо сейчас и начинать! Что, еще и детей пока нет? Очень хорошо. Есть
время подготовиться. Потом его будет меньше, так что ловите момент, слушайте
хорошую музыку, читайте, ходите на концерты.
Во время беременности уже надо непосредственно приступать к процессу
музыкального образования будущего ребенка путем регулярного прослушивания
хорошей музыки, не слишком экспрессивной или трагичной, и, не дай Бог,
депрессивной. Авангард тоже может подождать, пусть будет больше гармонии и
мелодизма. Моцарт очень хорош. Шнитке - не стоит, на всякий случай.
Помимо прочего, хорошая музыка оказывает мощнейшее положительное эмоциональное
воздействие, а значит - способствует появлению здорового малыша. Так что отказы
по поводу отсутствия планов учить будущего ребенка музыке не принимаются.
Просмотров всего: , сегодня: