14.02.2023
Музыка в детстве закладывает
жизненные навыки
Легко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более
того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь.
Музыкальные упражнения в течение первых лет жизни вашего ребенка укрепляют его
самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальный ритмы дают толчок
развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям
улучшить восприятие. Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на многие
аспекты развития и образования ребенка. Уроки игры на фортепиано для
дошкольников, например, значительно улучшают способности детей в сборе так
называемых «пазлов», картинок из мелких, взаимно дополняемых частей. Игра на
фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие коры головного мозга,
органа, отвечающего за мышление, речь, зрение, слух и творчество. Музыкальное
образование усиливает общие способности ребенка к обучению и его математические
навыки.
Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может
стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.
У музыки есть три базовых компонента: звук + ритм + мелодия.
Звук
Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее
составляющих. Во-первых, это звук, который производим мы, или который поступает
из другого источника. Предлагаем несколько примеров звука: чириканье птиц,
свист чайника и стук ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку с
живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует
центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас.
Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит
наши нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук является первым
шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько способов
экспериментов со звуком для родителей и детей:
- Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они
могут услышать в кухне или во дворе?
- Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они
тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных
инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые
звуки.
Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения
детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.
Ритм
Вторым компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует
движение звука на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и
равномерен или короток и прерывист? В живописи такт соответствовал бы общему
движению или потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение
искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она
кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм.
В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если
музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела
будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана
может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний
младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди
восстановит внутренний покой и умерит активность малыша. Экспериментируйте с
ритмом и звуком.
- Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном,
равномерном, прерывистом.
- Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды
из крана или тиканья часов.
- Спросите, могут ли они чувствовать вибрации музыки в своем теле, и если
да, то в каком органе? Как разные виды ритма ощущается в их организме? Как их
ноги двигаются при различных звуковых темпах?
- Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или
топать ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень
нравятся детям и прекрасно развлекают их.
Мелодия
И, наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она
добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая
описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и
чувствительности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время
стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет
общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает
ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса
или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией,
наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.
- Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии,
добавляя к звуку эмоции.
- Экспериментируйте с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и
т.п.
Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со
звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую
возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.
Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора
различных стилей музыки, в которых наши дети смогут выражать свои чувства,
расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки.
Вариативность ритмов, тональностей и мелодий позволяет детям разработать свой
собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к
самостоятельному изучению многообразного мира музыки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.06.2024
Дата обновления: 23.06.2024
Дата публикации: 14.02.2023