Программа Знайка

Содержание

1. Пояснительная записка............................................................................................................................3
1.1. Направленность программы.............................................................................................................4

1.2. Актуальность программы и педагогическая целесообразность................................................5
1.3. Цель программы..................................................................................................................................5

1.4. Характеристика особенностей развития детей. Возрастные особенности развития детей 67 лет...............................................................................................................................................................6

1.5. Срок реализации дополнительной образовательной программы.............................................8
1.6. Формы и режим занятий....................................................................................................................8

1.7. Ожидаемые результаты после реализации программы..............................................................9
1.8. Формы

подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы10

2. Содержательный раздел.........................................................................................................................11

2.1. Учебно-тематический план по обучению грамоте и письму....................................................11
2.2. Описание образовательной деятельности с дошкольниками. ................................................. 15

2.3. Содержание рабочей программы по направлению " Обучение грамоте и письму"...........15

2.4. Содержание программы по направлению «Математическое развитие»...............................18

2.5. Взаимодействие с родителями........................................................................................................20

3. Организационный раздел.......................................................................................................................22

3.1. Методическое обеспечение программы дополнительного образования................................22

Список литературы ..................................................................................................................................... 23

Приложения .................................................................................................................................................. 23

1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана
на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве.
«Обучение дошкольников элементам грамоты» в соответствии с основными
нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155)
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования», зарегистрированного в Минюсте РФ 14.11.2013г., №30384.
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
деятельности по основным общеобразовательным программам».

образовательной

-Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
МБДОУ №55»
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе
«Знайка» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию
мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего
развития личности ребёнка. Рабочая программа «Знайка» для детей 5-7 лет
представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению
грамоте», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Жукова Н.С.
«Букварь Жукова. Азбука для дошкольников. Обучение чтению» Бурдина С. В.,
Гаврина С. Е. «Изучаем грамоту» (части 1 и 2)
«Игралочка. Математика для детей 4-5 лет» Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е
«Раз - ступенька, два - ступенька. Математика для детей 5-6 лет» Н.П. Холина, Л.Г.
Петерсон
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход
к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком
языка в единстве сознания и деятельности.

1.1. Направленность программы
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей
умений ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе
развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий
«слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях
формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Развивая фонематический слух дошкольников, необходимо систематически выделять,
узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух
- существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование
звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и
определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и
согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова
ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными,
мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и b, при ознакомлении с
парными согласными, Ъ и b разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному
образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши
предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс
овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу,
вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала,
развитию логического мышления, внимания, а также воспитанию воли, привычки к
умственному труду.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного
интереса к математике через ознакомление детей с различными областями
математической действительности. Математика способствует развитию у детей
мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой
последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки
для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и
правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических
действиях начинается с первых занятий и проводится на основе практических действий
с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании
следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым
числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить
сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа).
Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило,
с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с

решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по
различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из
окружающей действительности. Важнейшее задание на занятиях математики имеет
игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
1.2. Актуальность программы и педагогическая целесообразность
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка
психологическую готовность к школе. Программа является одним из этапов подготовки
детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты.
Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память,
мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников:
аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и
творческие способности детей. Программа предоставляет систему увлекательных игр
и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать
мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть
навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и
зрительно-двигательной
координации.
Данная
программа
педагогически
целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний,
умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
1.3. Цель программы
Формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной
самореализации ребёнка в начальной школе, успешная адаптация детей дошкольного
возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного
(комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Задачи программы:
Обучающие:
– Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги;
различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять
предложение из двух, трех, четырех слов;
– Сформировать выразительность речи: пользоваться высотой и силой голоса,
темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка
дикции;
– Развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму;
– Сформировать умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
– Сформировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;
– Сформировать мотивацию к обучению, ориентированную на удовлетворении
познавательных интересов;

– Развивать умения планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих
действий на основе математических понятий;
Развивающие:
– Развивать фонематический слух: развитие способности дифференцировать звуки;
развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного
звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их
изолированно;
– Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
– Развивать произвольность психических процессов;
– Развивать образное и
вариативное
мышление, воображение,
творческие способности;
– Развивать и формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения,
обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических
задач;
Воспитательные:
– Воспитывать умения работать самостоятельно при выполнении заданий;
– Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность
по отношению к окружающим;
– Развивать интерес и активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Основные принципы работы:
– учет индивидуальных особенностей
и
возможностей
дошкольного возраста;
– уважение к дошкольнику, к процессу и результатам
его
сочетании с разумной требовательностью;
– комплексный подход;
– систематичность и последовательность;
– вариативность занятий;
– наглядность.

детей старшего
деятельность в

1.4. Характеристика особенностей развития детей. Возрастные особенности
развития детей 6-7 лет.
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и
кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.
1. Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми; знают
основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в
незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы
дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти

2.

3.

4.

5.
6.

7.

границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко
реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней
выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они
все еще нуждаются в организующей помощи; могут планировать свою деятельность,
а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного
последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; способны
сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им
требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в
общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку
и нуждаются в ней; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить
коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного языка и к
простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом;
грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать
знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать; свободно
общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы,
умеют выражать свою мысль; способны передавать интонацией различные чувства,
речь богата интонационно; способны использовать все союзы и приставки,
обобщающие слова, придаточные предложения.
Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и
группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинноследственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к
природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с
удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный
запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость
его еще не велика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных
особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых
объектов не велико (1-2); преобладает непроизвольная память, продуктивность
непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; дети способны
к произвольному запоминанию; умеют принять и самостоятельно поставить задачу
и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и
словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем
словесные рассуждения; способны овладеть приемами логического запоминания; не
способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида
деятельности на другой.
Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действеннообразное мышление; доступна логическая форма мышления.

8. Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение
фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле,
сверху — внизу, справа — слева); способны определять и различать простые
геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); способны различать и выделять
буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть
от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры
(конструкции) из деталей.
9. 3pитeльнo-мoтopныe
координации:
способны
срисовывать
простые
геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением
размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много
индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у
другого
10.Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать свое
положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся
соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах
деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности
может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в
значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей,
родителей).
11.Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру
взрослых, стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы;
устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками.
12.Произвольность: способны к
волевой
регуляции поведения (на основе
внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить
настойчивость, преодолевать трудности.
1.5. Срок реализации дополнительной образовательной программы
Продолжительность реализации программы — один год (период с октября по апрель
месяц включительно, 52 часа в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в
неделю. Продолжительность занятия: 30 минут.
Программа «Знайка» реализуется в три этапа:
1 этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения ООД
ДПО на начало учебного года.
2 этап: развивающий. Цель: проведение развивающей ООД с детьми.
3 этап: итоговый Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на конец учебного года.
1.6. Формы и режим занятий
Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития
ребенка, включают в себя:

- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- введение игрового персонажа
- экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения,
- графические, фонематические, грамматические игры,
- игры на развитие внимания, памяти
- физкультминутки;
- веселые дидактические игры;
- самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений
руки;
- занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.
Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму
Игровые занятия для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое
внимание);
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные,
уроки с использованием ИКТ.
1.7. Ожидаемые результаты после реализации программы
По направлению "Обучение грамоте и письму"
К концу учебного года ребёнок должен:
– Знать буквы русского алфавита;

– Определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
– Различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки;
– Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красный квадрат,
твёрдые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зленый квадрат);
– Уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;
– Соотносить звук и букву:
– Писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
– Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим
значком;
– Проводить звуковой анализ слов;
– Читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты;
– Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
– Составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.
По направлению «Математическое развитие»
К концу учебного года ребенок должен:
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

Понимать независимость числа от величины, пространственного расположения
Предметов, направлений счета;
Использовать и писать цифры и математические знаки;
Сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
Преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания
разрезания;
Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине,
ширине, высоте, толщине в пределах 10;
Измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки
заданной величины;
Ориентироваться на листе бумаги в клетку;
Определять положение предмета по отношению к другому;
Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
Понимать задание и выполнять его самостоятельно;
Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

1.8. Формы
подведения
образовательной программы
Мониторинг

итогов

реализации

дополнительной

Методы диагностики:
– Диагностика готовности к чтению и письму детей 5–7 лет с использованием
индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий;

– Диагностика уровня развития математических способностей с использованием
диагностических игровых заданий, бесед;
– Диагностика сформированности мотивации учения Л.А. Венгера.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
1.
2.
3.
4.
5.

Звуковая сторона и выразительность речи
Фонематический слух
Уровень развития моторики, графических навыков
Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
Чтение

По направлению «Математическое развитие»:
1.
2.
3.
4.

Общие понятия (свойства предметов, группы)
Числа и операции над ними
Пространственно-временные представления
Геометрические фигуры и величины

С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год (в декабре и в
апреле) проводятся открытые занятия.

2. Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план по обучению грамоте и письму
Месяц
№
Тема
занятия
Повторение: Звук и буква, графическое изображение
1
звука в слове, слова (квадрат);
Звук и буква А. Звук А: место звука в слов (начало,
2
середина, конец), словарные слова, графические навыки:
узоры, буква.
Октябрь
Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (начало,
3
середина, конец), словарные слова, графические навыки:
узоры, буква.
Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (начало,
4
середина, конец), словарные слова, графические навыки:
узоры, буква
Звук и буква Ы и Э.: место звука в слове (начало,
середина, конец), словарные слова, графические навыки:
5
узоры, буква. Поле №1
Ноябрь
Звук и буква Л: место звука в слове, называние слов с
6
начальных слогов, чтение слогов графические навыки:
узоры, печатание буквы и слогов.

7

8

9
10
Декабрь

11

12
13

14
Январь
15

16

17
Февраль
18

Звук и буква М: место звука в слове, слогслияние
согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (мама,
мыло, лама), графические навыки, анаграммы.
Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов,
ударение, называние слов с начальных слогов, чтение
слов, печатание слов, предложения, деление слов на
слоги. Поле №2.
Звук и буква Н: место звука в слове, графические
навыки: чтение и печатание слогов, слов, предложения;
деление слов на слоги
Буква Я: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица
слогов), чтение текста, слова. Анаграммы
Буква Ю: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слоги, слова (юмор,
юла, Юля), предложение (У Юры юла). Чтение слогов,
предложения
Буква Ю: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица
слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко-буквенный
анализ слов.
Буква Е: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица
слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко-буквенный
анализ слов
Буква Ё: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слоги, слова (мое, мел,
Алена), предложение (Леня мел). Чтение слогов,
предложения.
Буква И: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слоги, слова (имена,
малина Ира), предложение (У Иры лимон). Чтение слогов,
предложения
Звуки «Г», «Гь», буква «Г, К»: место буквы в слове,
словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова (игла, луг, Егор), предложение (Галя и Гена на
лугу). Чтение слогов, предложения.
Звуки "Д", "Дь", буква "Д": место буквы в слове,
словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова (крокодил, один, Дима).), предложение (Дина
уронила дудку). Чтение слогов, предложения
Звуки "Т", "Ть", буква "Т": место буквы в слове,
словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова (лето, тигр, Таня). Предложение (Тоня ела

мандарины). Чтение слогов, предложения.
Звуки "В", "Вь", буквы "В, Ф": место буквы в слове,
19
словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова (ворона, ров, Ваня). Чтение слогов, предложения
Звуки "З", "Зь", буква "З, С": место буквы в слове,
словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
20
слова (зима, роза, Зина). Предложение (Зоя вяла корзину).
Чтение слогов, предложения.
Звуки "Б", "Бь", буква "Б, П": место буквы в слове,
словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
21
слова (бусы, кабан, Боря). предложение (Боря кормит
белку). Чтение слогов, предложения.
Звуки "Х", "Хь", буква "Х": место буквы в слове,
словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
22
слова (сухари, хлеб, хохолок). Чтение слогов,
предложения.
Март
Звуки "Ж-Ш", буквы "Ж-Ш": место буквы в слове,
словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
23
слова (ложка, жара, школа, машина), предложение (Сашу
ужалила оса). Чтение слогов, предложения.
Звуки "Ч-Щ", буквы "Ч-Щ": место буквы в слове,
словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
24
слова (часы, дочка, щука, чаща), предложение (Щенок
утащил косточку). Чтение слогов, предложения
Буква Й: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слоги, слова (майка,
25
йод, попугай), предложение (Зайка стал зазнайка). Чтение
слогов, предложения
Буква Ц: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слоги, слова (цапля,
26
солнце, певец), предложение (Все птицы важны). Чтение
слогов, предложения.
Апрель
Буква Ь: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слова (соль, печенье,
27
ель), предложение (Льет сильный дождь). Чтение слов,
предложения
Буква Ъ: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слова (подъезд, съел,
28
объявление), предложение (Дети съехали с горы). Чтение
слов, предложения. Проверочная работа
Учебно-тематический план по математическому развитию

Месяц

Октябрь

№

Тема занятий

1

Числа
и
цифры,
знаки,
прямоугольник
Знаки, задачи, ориентировка на листе бумаги,
величина
Знаки, соотнесение количества предметов с
цифрой, состав числа, логическая задача,
геометрические фигуры.
Соотнесение количества предметов
с
цифрой,
математическая
загадка,
ориентировка во времени.
Порядковый счет, счет по названному
числу, состав числа, из двух меньших,
геометрические фигуры, логическая задача.
Дни недели.
Арифметические
задачи,
величина,
ориентировка в пространстве, решение
примеров.
Число 11, логическая задача, ориентировка
во времени.
Число 12, ориентировка во времени,
логическая задача, геометрические фигуры
Число 13, математическая задача,
логическая задача, геометрические фигуры.
Решение
примеров,
знаки,
величина,
геометрические фигуры.
Число 14, ориентировка во времени,
логическая задача.
Число 15, геометрические фигуры.
Числа от 1до 15, решение примеров,
логическая задача. Геометрические фигуры.
Число 16, величина, ориентировка во
времени, логическая задача.
Математическая загадка, знаки, состав числа
из двух меньших, геометрические фигуры.
Число 17, счет по образцу и названному числу,
логическая задача, геометрические фигуры.
Число 17, ориентировка в пространстве,
логическая задача, геометрические фигуры.
Число 18, состав числа из двух меньших,
счет по названному числу,
логическая
задача, геометрические фигуры.
Число
18,
решение
примеров,
ориентировка во времени, ориентировка в
пространстве.

2
3
4

Ноябрь

5
6
7

Декабрь

8
9
10

Январь

11
12
13
14

Февраль

15
16
17

Март

18
19

Всего
занятий
1
квадрат,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
Число 19, состав числа из двух
меньших, величина, логическая задача.
21 Число 19, геометрические фигуры,
1
величина, логическая задача.
22 Число 20, решение примеров, задачи,
1
логические задачи. Соотнесение количества
предметов и цифры.
Апрель
23 Решение задач, примеров, величина,
1
логическая задача, ориентировка на листе
бумаги, работа в тетради.
24
1
Задачи-шутки, ориентировка во времени,
примеры, математические загадки.
Повторение пройденного
2.2. Описание образовательной деятельности с дошкольниками.
Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с
постоянным составом, составленная по возрастному принципу (дети от 6 до 7 лет).
Набор детей в группы свободный, единственным условием является соответствующий
возраст воспитанников.
20

Продолжительность
ООД:

Периодичност
ь в неделю:

Количество
академических
часов в неделю:

Количество
часов в год

Подготовка к обучению 1 раз
30 мин.
14
грамоте и письму
30 мин.
Математическое
1 раз
30 мин.
14
развитие
30 мин.
Итого часов в год: 28
2.3. Содержание рабочей программы по направлению " Обучение грамоте и
письму"
В рамках реализации первого направления программы «Подготовка к обучению
грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод
практических заданий, проблемно-поисковый.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с
моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова
очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не
натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны,
которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью
дети знакомятся с простейшим моделированием — слово можно обозначить в виде
прямоугольника.

Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым
группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и
ь).
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова,
уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется
ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим
изображением звуков: красный квадрат гласный, синий твердый согласный, зеленый
— мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый
звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о
ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву.
Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых
изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине, и в конце.
Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук
(буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе
научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее
видим и пишем).
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы,
Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на
следующем этапе ознакомления с сонорными согласными позволяет детям читать
слоги, слова, предложения из пройденных букв.
Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков красный
квадрат.
На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено
множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия
к занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М,
Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие
от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении
согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук,
который они обозначают в слове (лампа — не Ль, а Л, лев —Ль), что будет
способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем
поможет писать без ошибок. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать
слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых
согласных — синий квадрат.
На последующей занятиях, дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама,
мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.
Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое
целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть по
слоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. Также дети

знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного
слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.
Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные)
вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило,
которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука — ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО.
Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы,
придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат
гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы
Я, Е, Ё, Ю.
На последующем занятии дети уже читают предложение из трех слов и тут же
знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются
прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что
символизирует начало предложения.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо
усвоить понятие парности по звонкости - глухости. После этого дети познакомятся с
одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей
функцией b, с разделительной функцией Ъ.
На заключительных занятиях закрепляются полученные знания.
Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие
упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по
точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква;
написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву.
В программе используются игры и упражнения для совершенствования
фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись
местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква,
отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание
стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы
в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие
внимания, памяти, мышления.
Разнообразный по формам материал физкультмитуток продолжает словарную и
звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и
учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой
цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей
выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети
упражняются в произношении изучаемого звука).
2.4. Содержание программы по направлению «Математическое развитие»
 Количество и счет;
 Величина;






Геометрические фигуры;
Ориентировка во времени;
Ориентировка во времени и в пространстве;
Логические задачи;

Вместе с этим содержание расширено и усложнено:
 Ознакомлением с цифрами и способами их написания;
 Знакомством тетрадью в клетку;
Количество и счет
Цель раздела: развитие самостоятельности, активности, ознакомление со счетом в
пределах 20, упражнении в составлении и решение простых задач на сложение и
вычитание, закреплении понимания отношений между числами натурального ряда,
развитие психических процессов: внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
–
–
–
–
–

«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
«Вверх-вниз по числовой лестнице»
«Составь и реши задачу».

Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют
понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый
интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы
мышления.
Геометрические фигуры
Цель раздела: закрепление представления о многоугольниках и их свойствах, развитие
умения классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам,
зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
–
–
–
–
–
–
–
–
–

«Назови предметы заданной формы»,
«Что общего и чем различаются фигуры»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Конструктор»,
«Почини одеяло»,
«Танграм»,
«Пифагор».

Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о
геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по
отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое
мышление.
Определение величины
Цель раздела: развитие умения сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих
и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры—эксперименты:
–
–
–
–
–
–

«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Что тонет, что плавает?»
«Подбери шарфик для кукол»
«Короче-длиннее»
«Подбери мебель для трех медведей»

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать
массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные
результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную
активность.
Ориентировка во времени
Цель раздела: В этом разделе у дошкольников развивается чувство времени, учатся
определять время по часам, знакомятся с разными видами часов: водными, песочными,
механическими, закрепляем представления о последовательности дней недели, месяцев
года.
В работе использую следующие дидактические игры:
–
–
–
–
–
–

«Вчера, сегодня, завтра»
«Дни недели»
«Мой режим дня по часам»
«Определи время по часам»
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник?»

Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени:
(последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года),
совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение
определять время по часам.
Особым блоком выделяю логические задачи.

Логические задачи
Цель раздела: развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера,
различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг»,
«Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра», головоломки», Кубик-рубик»,
«ІЈифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников
самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой
форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию
математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания
способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления,
мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на
поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки
математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии
самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения
умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания
уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети
должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться
объяснить понятое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности
детей. Строятся на основе индивидуального, дифференцированного подхода к детям.
2.5. Взаимодействие с родителями.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей будущих
первоклассников и вовлечение в единое образовательное пространство родителей;
оказание помощи современной семье в разрешении проблем при подготовке детей к
школе; установление доверительных и партнерских отношений.
Задачи:
–
–
–
–

показать актуальность проблемы;
применять дифференцированный подход в работе с родителями;
привлекать специалистов к педагогическому просвещению родителей;
применять эффективные
формы
взаимодействия
всех
участников
образовательного процесса.
Перспективное тематическое планирование по работе с родителями
Тема

Форма
проведения

Задачи

Участники

Время
проведени
я

1.

2.

3.

4.

5.

Актуальная
Познакомить родителей
консультация. с особенностями
психофизического
развития детей седьмого
года жизни. Дать
представление о
качествах характерных
для будущего
школьника, и
требованиях
современной школы к
будущим
первоклассникам.
«Умеем ли мы Семинар Выведение формулы
слушать и
практикум
общения с ребенком,
слышать
создание условий для
осмысления
своих детей»
присутствующими
остроты заявленной
проблемы для семьи и
определения активной
воспитательной позиции
в отношении
собственного ребёнка
«Школьная
Мастер- класс Познакомить родителей
готовность»
с психологопедагогическими
знаниями и умениями по
вопросу «Школьная

родители
детей,
воспитател
и, педагогпсихолог

сентябрь

Родители
детей,
воспитатели,
педагогпсихолог.

октябрь

Родители
детей,
воспитатели,
педагогпсихолог

ноябрь

Дать рекомендации
родителям, как
сформировать у ребенка
интерес к книге, тягу к
чтению, любовь к
литературе
Информацион Показать родителям
ный центр
связь между функциями
мозга, психической
деятельностью и мелкой
моторикой руки.

Родители
детей,
воспитатели

декабрь

Родители
детей,
воспитатели,
учитель
начальных
классов.

январь

Игровой
практикум

Родители
детей,
воспитател
и, педагогпсихолог.

февраль

«Первоклассн
ик!
Какой он?»

«Читать или
не читать? Не
вопрос!»

«Буквы
разные
писать...
Яочерк —
зеркало души
и рентген для
мозга»
6. «Успехи
маленькими
не бывают»

Ликбез

Познакомить родителей
в игровой форме с
этапами развития у
ребенка мотива
достижения успехов и
дать советы как
конкретно этому
процессу
поспособствовать, чтобы
вырастить успешную
ЛИЧНОСТЬЮ

7.

«Школьные
проблемы и
пути их
решения»

Прессконференция

8.

«Мифы и
легенды
СОШ»

День
открытых
дверей

9.

«Готовь сани
летом, или
как собрать
ребенка в
школу»

Круглый стол

Оказать помощь
родителям в разрешении
проблем при подготовки
детей к обучению в
школе

Родители
детей,
воспитатели,
учитель
начальных
классов.
Ознакомить родителей с Родители
ФГОС второго
детей,
поколения; рассказать о
воспитатели,
жизни школы.
учителя
начальных
классов.
Дать рекомендации
Родители
родителям как правильно детей,
собрать ребенка в школу воспитатели,
и приобрести
педагогнеобходимые школьные психолог,
принадлежности;
учителя
определить основные
начальных
условия,
классов
способствующие
организации родителями
полноценного отдыха и
развития детей в летний
период.

март

март

апрель

3. Организационный раздел.

3.1. Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и
карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв
и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный гласный, синий согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления
предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку;
мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв, цифр).
Комплект методических пособий к программе «Подготовка
к
обучению
грамоте», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Жукова
Н.
1.
2.
3.
4.

Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для детей 6-7 лет
Рабочие тетради для детей в крупную клетку
Дидактический комплект «От звука к букве»;
Рабочая тетрадь «Изучаю грамоту»

Дополнительный материал:
1. Азбука для дошкольников. Обучение чтению» Бурдина С. В., Гаврина С. Е. «Изучаем
грамоту» (части 1 и 2)
2. «Игры и упражнения для подготовки детей к школе» С.П. Жукова

Список литературы

Методическая литература для реализации программы:

1. Е.В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам
грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики
начального образования Московского института открытого образования.
Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г.;
2. Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет»;
3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз — ступенька, два — ступенька»;
4. Е.В. Колесникова, Л.В. Игнатьева. «Азбука. Мой первый
учебник»
Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.;
5. Бурдина С.В. «Изучаем грамоту» часть 1 и 2
6. Жукова Н.С. «Букварь»
Литература для детей:
1. Серия книг «Школа для дошколят»
2. С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем
мышление» «РОСМЭН» 2006;
3. «Учимся решать задачи» «РОСМЭН» 2006;
4. «Учимся считать» «РОСМЭН» 2006;
5. «Готовим руку к письму» «РОСМЭН» 2006;
6. «Развиваем внимание» «РОСМЭН» 2006;
7. «Развиваем память» «РОСМЭН» 2006;
8. «Учимся читать» «РОСМЭН» 2006;
9. «Учимся писать» «РОСМЭН» 2006

Приложения
Справочный материал

Приложение №1

В русском алфавите 33 буквы.
Гласных букв — 10. Согласных букв — 21. Гласных звуков — 6. Согласных звуков —
36. Буквы b и Ъ звуков не обозначают.
Гласные звуки и буквы
При произнесении
преград.
1.
2.
3.
4.

гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает

Гласные образуют слог.
Гласные А, О, У, Э, Ы обозначают твердость согласных звуков.
Гласные Я, Е, Ё, Ю, И обозначают мягкость согласных звуков.
Гласные Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова, после
гласной, после разделительных ь, Ъ.

Согласные звуки и буквы.
При произнесении
согласных звуков
воздух, выходящий
встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их.

изо

рта,

1.
2.
3.
4.

Согласные без гласных не образуют слога.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
Непарные звонкие, сонорные Л, М, Н, Р, Й (всегда мягкий).
Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, 3-C, Ж-Ш (всегда
твердые).
5. Непарные глухие согласные Х, Ц (всегда твердая); Ч, Щ (всегда мягкие).
6. Ь, Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным, они звуки не обозначают.
Схема фонетического разбора слова слоги, ударные.
1. Гласные звуки (ударные, безударные).
2. Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие).
3. Количество звуков и букв
№Ф
И
О
р
еб
е
н
к
а

Звуки

Слоги

Слова

Пон
ятие
звук
а

Характе Поло
ристика жение
звука
звука
(согласн
в
ый,
слове
гласный)
(твердый
, мягкий)

Пон
ятие
«сло
г»

Слог Чте Графиче
овой ние
ское
анал слог моделир
из
ов
ование
слова
слова
прямоуг
ольник

н

н

н

н

к

к

н

к

к

к

н к

1
2
Результаты диагностики уровня развития детей

н

к

Буквы

Состав
ляет
предло
жение
из 2-3
слов,
анализ
ирует
его

н

к

Пон
ятие
«бук
ва»

Согла Соотне
сные
сение
и
букв и
гласн слогов
ые
буквы

н

н

к

к

н

к

1. НИЗКИЙ – ребенок пассивен в работе. Не владеет основными качественными
характеристиками звуков и букв.
2. СРЕДНИЙ – ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки,
но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

3. ВЫСОКИЙ – ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при
выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет
основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный,
твердый — мягкий, место звука в слове). Соотносит буквы и слоги
Высокий ур.
Средний ур.
Низкий ур.

детей
%
Начало года Конец года Начало года Конец года

Диагностическая карта
№ Ф.И Количес Величи Геометриче
.
тво и
на
ские
счет
фигуры
Н.г
1

B.
выс.
C. ср.
Н.низ

К.г

Н.
г

К.
г

Н.г

К.г

Приложение №3

Ориентиров Ориентиров
ка во
ка
времени
пространств
е
Н.г
К.г
Н.г
К.г

Логичес
кие
задачи
Н.г

К.г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».