СОДЕРЖАНИЕ
Программы развития
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
- учреждения детский сад № 55
Раздел 1. Паспорт Программы развития
стр. 3
Подраздел 1. Основания для разработки и внесения изменений
(правовые акты и иные документы)
Подраздел 2. Ответственные за разработку и реализацию стратегического
проекта
Подраздел 3. Общие затраты и источники финансирования реализации
программы развития
Подраздел 4. Анализ сферы реализации программы развития и формулировка
проблемы
Раздел 2. Сущность и окружение программы развития
Подраздел 1. Проблема
Подраздел 2. Цель программы развития
Подраздел 3. Задачи программы развития
Раздел 3. Технологии реализации Программы развития
Подраздел 1. Возможные способы достижения цели Программы развития
Подраздел 2. Характеристика выбранного способа
Раздел. 4 Показатели эффективности программы
Раздел 5. План финансирования мероприятий программы развития
стр. 3
стр. 3
стр. 4
стр. 4
стр. 14
стр. 14
стр. 15
стр. 15
стр. 16
стр.16
стр.16
стр. 22
стр. 25
2
РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Подраздел 1. Основания для разработки и внесения изменений (правовые акты и иные
документы)
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»
(Реализация Национального проекта «Молодежь и дети» 2025-2030 годы в Свердловской
области: Проекты «Россия – страна возможностей» № 000005437 от 16.01.2025, «Мы вместе»
(воспитание гармонично развитой личности) № 000005589 от 16.01.2025, «Все лучшее
детям» № 000008438 от 11.02.225, «Педагоги и наставники» № 000008151 от 11.02.2025),
«Поддержка семей» № 000008439 от 14.02.2025, «Многодетная семья № 000005729 от
29.01.2025», «Охрана материнства и детства» № 000005829 от 29.01.2025, «Старшее
поколение» № 000005735 от 29.01.2025, «Семейные ценности и инфраструктура культуры»
№ 000007951 от 05.02.2025).
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 № 1701
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» до 2030 года.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 и плана
мероприятий по ее реализации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего
образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период
до 2030 года». Утв. Министерство просвещения России 18.06.2024 № СК -13/07вн.
Региональный уровень (Свердловская область):
Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-O3 «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями от 21.02.2024 № 14-ОЗ).
Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 № 588-ПП «Об
утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
Постановление Правительства Свердловской области от 07.11.2019 № 761-ПП «Об
утверждении стратегии развития воспитания в Свердловской области».
Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920 – ПП (ред. от
06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие
системы образования и реализации молодежной политики в Свердловской области до 2027
года».
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 года № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Муниципальный уровень (Екатеринбург):
Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года утвержден Решением
Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 года № 12/81.
Постановление № 1523 от 07.06.2022 «Об утверждении Стратегического проекта
«Екатеринбургское образование – стандарт «Пять звезд».
Подраздел 2. Ответственные за разработку и реализацию Программы
Администрация МБДОУ - детского сада № 55, социальные партнеры и рабочая группа
по разработке Программы развития.
Организации, участвующие в реализации Программы развития:
3
Сотрудничество с каждым учреждением строится на основе партнерских отношений и
конкретной деятельности. МБДОУ – детский сад № 55 взаимодействует с социальными
партнерами:
МАОУ -СОШ № 93 – преемственность образования.
МБУК «Муниципальное объединение Библиотек города Екатеринбурга» Детская
библиотека №3 – развитие интереса к чтению и творческих способностей детей.
ЦГБ № 11 - Медико-профилактические мероприятия, мониторинг физического
развития и здоровья детей, проведение вакцинации.
ГБОУ СО, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо».
Также МБДОУ – детский сад №55 сотрудничает:
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» - участие в профессиональных конкурсах, конкурсах
для воспитанников, участие в обучающих семинарах.
ГАОУ ДПО СО «ИРО» – КПК для руководящих и педагогических работников;
МБУ ИМЦ «ДИАЛОГ», МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» - КПК, участие
в профессиональных конкурсах.
Подраздел 3. Общие затраты и источники финансирования реализации Программы
развития
Таблиц 1
Общие затраты на реализацию Программы развития
Затраты
Сумма, руб.
На разработку программы
0
1 290 000, 00
На реализацию программы
1 290 000, 00
Итого
Таблица 2
Источники финансирования реализации Программы развития
Источник финансирования
Сумма, тыс. руб.
Бюджетные средства
880 000,00
Внебюджетные дополнительные привлеченные
410 000,00
средства (спонсорские взносы, доходы от
дополнительных
образовательных
услуг,
добровольные
пожертвования
для
ведения
уставной деятельности и прочие доходы,
расширенные нормативно-правовыми документами,
регламентирующими
финансово-хозяйственную
деятельность учреждения)
1 290 000, 00
Итого
Подраздел 4. Анализ реализации Программы развития МБДОУ – детского сада
№ 55 и характеристика проблемы
Целью Программы развития МБДОУ - детский сад №55 являлось совершенствование
управленческих и организационных процессов
ДОО в соответствии с ФГОС ДО,
реализующие право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, сохранение
и укрепление здоровья и жизни воспитанников.
Анализ выполненных задач Программы развития в соответствии с установленными
показателями эффективности представлен следующими результатами:
1. Анализ кадрового обеспечения и его профессионального развития.
В МБДОУ детский сад № 55 работает 10 педагогов, что составляет 100% от общего
числа педагогических работников. Из них 30% (3 человека) имеют высшую
квалификационную категорию, 40% (4 человека) - первую категорию, а 30% (3 человека) не
аттестованы. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне квалификации
4
педагогического состава, однако наличие 30% педагогов без квалификационной категории
может указывать на необходимость повышения их профессиональной подготовки.
В коллективе 50% педагогов имеют стаж работы более 20 лет, что свидетельствует о
наличии значительного опыта и стабильности. В то же время, 20% педагогов обладают
стажем до 5 лет, что может указывать на недостаточную преемственность в передаче знаний
и опыта. Это подчеркивает необходимость оптимизации системы наставничества для
молодых специалистов
В образовательном учреждении 80% педагогов имеют высшее педагогическое
образование, что соответствует современным требованиям к квалификации работников
сферы образования.
Для решения выявленных проблем необходимо сосредоточить усилия на следующих
направлениях:
Повышение квалификации: Организация курсов и тренингов для всех педагогов,
включая тех, кто уже имеет квалификационные категории, для повышения их
профессионального уровня и подготовки к аттестации.
Наставничество: Оптимизировать систему наставничества, где опытные педагоги будут
делиться знаниями и практическими навыками с менее опытными коллегами, что поможет
улучшить качество обучения.
Образовательные
программы:
Разработка
и
внедрение
дополнительных
образовательных программ, направленных на обучение педагогов современным методам и
технологиям обучения, включая использование цифровых ресурсов, интерактивных
подходов, смешанного обучения и гибких модульных программ.
Индивидуальные профессиональные маршруты: Разработка индивидуальных
профессиональных маршрутов для педагогов, что позволит каждому выбрать наиболее
подходящие для него направления развития и повышения квалификации.
Создание профессионального бренда: Разработка инициатив по созданию
профессионального бренда педагогов, что повысит их статус в образовательном сообществе
и привлечет внимание к достижениям и успехам работников.
Аттестация: Создание условий для регулярной аттестации педагогов, что позволит
повысить уровень их квалификации и соответствие современным требованиям, а также
обеспечит прозрачность и объективность в оценке профессиональной деятельности.
Таким образом, комплексный подход к решению выявленных проблем позволит не
только повысить уровень квалификации педагогического состава, но и улучшить качество
образовательных услуг, что в свою очередь положительно скажется на развитии детей.
В рамках проекта Программы созданы условия для непрерывного повышения
квалификации педагогов. Все педагоги (100%) прошли обучение по следующим программам:
«Содержание, методы и средства нравственного воспитания и социально коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО», «Развивающее
образование», «Мониторинг качества дошкольного образования», «Организационнометодическое сопровождение педагогических работников ДОО», «Песочная терапия как
метод организации психолого-педагогической работы в соответствии с ФГОС».
В рамках профессионального развития педагогического коллектива детского сада
отмечается активное участие в конкурсах и обмене опытом. В частности, 35% педагогов
приняли участие в различных профессиональных конкурсах, что свидетельствует о
стремлении к повышению квалификации и обмену педагогическими практиками.
Среди достижений можно выделить следующие:
Областной конкурс в рамках указа Губернатора Свердловской области о соискании
премий работникам системы образования: «Воспитать человека» 2023 год – финалисты /2025
год участники;
Всероссийский смотр – конкурс «Образцовый 2023 – 2024 детский сад»;
Блиц-олимпиада «Дефекты произношения при разных формах речевых патологий» — 1
место.
5
Всероссийский IV Чемпионат России на лучшую презентацию учреждения образования,
культуры и социальной сферы 2023 год – 3 место, 2024 год — 2 место;
Фестиваль творчества «Открой себя миру», номинация «Изобразительное и
декоративное творчество» — дипломант 3 степени.
Несмотря на эти достижения, существует проблема недостаточной вовлеченности
остальных педагогов в конкурсные мероприятия и обмен опытом. Это может быть связано с
отсутствием мотивации, недостатком информации о проводимых конкурсах или нехваткой
времени для подготовки.
Для решения данной проблемы необходимо:
Создать систему мотивации для педагогов, которая будет поощрять участие в
профессиональных конкурсах и мероприятиях.
Организовать информационные сессии о предстоящих конкурсах и их значимости для
профессионального роста.
Внедрить механизм, который позволит опытным педагогам делиться своим опытом
участия в конкурсах с молодыми специалистами
Проводить регулярные тренинги и мастер-классы, которые помогут педагогам
подготовиться к конкурсам и повысить их уверенность в своих силах.
Таким образом, активизация участия всех педагогов в конкурсах и обмене опытом будет
способствовать не только их профессиональному росту, но и повышению качества
образовательного процесса в целом.
С 2022 года 98% педагогического коллектива активно работали над реализацией
пилотной площадки, апробирующей программу дошкольного образования для раннего и
младенческого возраста «Первые шаги», а также программно-методического комплекса
«Воробушки». Участие педагогов в данной инициативе позволяло не только улучшать
качество образовательного процесса, но и способствовало их профессиональному развитию.
В рамках реализации площадки педагоги активно участвовали в различных
мероприятиях, таких как семинар «Инновационные подходы в дошкольном образовании»,
мастер-классы «Творческое развитие детей через игру», а также в научно-практической
конференции «Современные методики дошкольного образования». Кроме того, педагоги
принимали участие в обучающих тренингах, таких как «Эмоциональный интеллект в работе
с детьми» и вебинарах «Использование цифровых технологий в дошкольном образовании».
На базе МБДОУ – детский сад №55 реализуется инновационная площадка «Социальное
партнёрство детского сада в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и
традиций» ООО «Мозаичный парк». В рамках этой площадки проводились мероприятия,
такие как:
Конкурс «Лучший проект по воспитанию детей»;
Фестиваль «Детские традиции»;
Круглые столы по вопросам воспитания на основе культурного наследия;
Мастер-классы по народным традициям и ремёслам;
Воркшопы по взаимодействию с родителями и сообществом.
Эти мероприятия помогали педагогам углублять свои знания, обмениваться опытом и
разрабатывать новые методические материалы, что в конечном итоге положительно
сказывалось на развитии детей и повышении качества образовательного процесса.
Выводы. Анализ достигнутых результатов свидетельствует о достаточном уровне
профессиональной подготовки специалистов МБДОУ для квалификационного обеспечения
образовательного процесса.
Проблема: Недостаточный системный подход к повышению квалификации педагогов,
аттестации и наставничеству, а также отсутствие разработанных индивидуальных
профессиональных образовательных маршрутов и недостаточно созданные условия для
активного участия педагогов в профессиональных мероприятиях, включая конкурсы и обмен
опытом.
6
Пути решения:
Системный подход к повышению квалификации: Разработать и внедрить
комплексную программу повышения квалификации, которая будет включать регулярные
курсы, тренинги и семинары, направленные на актуальные темы в области дошкольного
образования.
Создание условий для регулярной аттестации с использованием современных
технологий: Внедрение онлайн-платформ для аттестации, что позволит упростить процесс и
сделать его более доступным для всех педагогов.
Оптимизация системы наставничества с элементами коучинга: Создание
программы, где опытные педагоги будут выступать не только как наставники, но и как
коучи, помогая менее опытным коллегам развивать личные и профессиональные навыки.
Индивидуальные профессиональные образовательные маршруты: Разработать
индивидуальные профессиональные маршруты для каждого педагога, что позволит им
самостоятельно выбирать направления для развития и повышения квалификации,
соответствующие их интересам и потребностям.
Мотивация педагогов: Разработать систему мотивации, которая будет поощрять
участие педагогов в конкурсах и профессиональных мероприятиях, включая материальные и
нематериальные вознаграждения за достижения и активное участие.
Создание профессионального бренда: Разработать инициативы по созданию и
продвижению профессионального бренда педагогов, что повысит их статус в
образовательном сообществе и привлечет внимание к их достижениям, что, в свою очередь,
будет способствовать повышению заинтересованности в участии в профессиональных
мероприятиях.
Организация регулярных мастер-классов и вебинаров: Проведение обучающих
мероприятий по актуальным темам, включая использование цифровых технологий и
инновационных методов обучения, что позволит педагогам быть в курсе современных
тенденций в образовании.
Создание платформы для обмена опытом: Разработка внутренней платформы или
форума, где педагоги смогут делиться своими успехами, методическими разработками и
получать обратную связь от коллег, что будет способствовать созданию сообщества
профессионалов.
Эти меры помогут создать более благоприятные условия для профессионального роста
педагогов, улучшить качество образовательного процесса и повысить уровень вовлеченности
в конкурсную деятельность и обмен опытом.
2. Анализ реализации проекта «Безопасность и стабильность».
В рамках проекта «Безопасность и стабильность» были предприняты меры по
оснащению образовательного учреждения современными системами безопасности и
комфорта. В результате установки кнопки тревожной сигнализации с выводом на ПЦО УВО
по городу Екатеринбургу, а также информационного стенда, содержащего схему эвакуации
при возникновении чрезвычайных ситуаций и телефоны аварийно-спасательных служб и
правоохранительных органов, уровень безопасности значительно повысился. Объект был
оснащён системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения, что обеспечивало
непрерывное наблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового
пребывания людей с архивированием информации на срок не менее 30 дней. Система
видеонаблюдения была выведена на монитор с круглосуточным наблюдением на пост
охраны. Дополнительно были установлены два прожектора для освещения прогулочных
площадок, что создало более комфортные условия для детей.
МБДОУ регулярно обновляло свою материально-техническую базу за счет бюджетных и
внебюджетных средств. Для всех возрастных групп были закуплены новые игрушки и
игровое оборудование, включая дидактические игры, конструкторы, настольные игры и
спортивный инвентарь, что обогатило игровой процесс и сделало его более интересным и
развивающим. Музыкально-физкультурный зал был обогащён детскими музыкальными
инструментами, такими как ксилофоны, барабаны и флейты, что способствовало развитию
7
музыкальных способностей детей. Приобретено электронное пианино. Для занятий по
физической культуре был закуплен спортивный инвентарь, включая мячи, скакалки, который
можно было использовать как в помещении, так и на улице. Также приобретены степы для
фитнеса и коврики для гимнастики.
В рамках инновационных проектов «Первые шаги» и программно-методического
комплекса «Воробушки», а также инновационной площадки «Социальное партнёрство
детского сада в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций»
ООО «Мозаичный парк», были приобретены новые учебные и развивающие материалы.
Среди них были дидактические игры, такие как «Умные карты» и «Развивающие мозаики»,
игрушки для активных игр. Эти приобретения способствовали улучшению образовательного
процесса и повышению качества воспитания детей, создавая более разнообразные и
интересные условия для их развития.
Образовательное учреждение активно работало над наполнением предметной среды, что
выразилось в создании специализированных центров активности, обеспечивающих
многообразие и самостоятельность деятельности детей. В каждой возрастной группе, а также
в музыкальном и физкультурном зале были установлены необходимые средства для
проведения занятий и досуговых мероприятий. В числе центров:
Центр игровой активности: приобретены игровые комплексы, мягкие модули,
настольные игры, конструкторы и игрушки для ролевых игр, что способствовало развитию
воображения и социальных навыков.
Физкультурно-оздоровительный центр: закуплены спортивные маты, мячи, скакалки,
гимнастические обручи и наборы для подвижных игр, что способствовало физическому
развитию и укреплению здоровья детей.
Центр безопасности: оборудован учебными пособиями по безопасности, такими как
макеты дорожных знаков и обучающие игры, что способствовало формированию у детей
знаний о правилах безопасности.
Центр музыки и театра: приобретены музыкальные инструменты, включая ксилофоны,
барабаны и костюмы для театрализованных представлений, что способствовало развитию
творческих способностей и музыкального слуха.
Центр природы и экспериментирования: закуплены наборы для научных экспериментов
и коллекции природных материалов, что способствовало развитию познавательного интереса
к окружающему миру.
Центр познания: оснащён дидактическими играми, пазлами и настольными обучающими
играми, что способствовало развитию логического мышления и познавательной активности
детей.
Центр отдыха: оборудован ковриками для чтения, что создавало комфортные условия
для расслабления.
Центр речевого развития: приобретены дидактические материалы для развития речи, что
способствовало развитию коммуникативных навыков.
Центр книги: обогащён библиотечным фондом, что способствовало формированию
интереса к чтению.
Центр творчества: закуплены художественные материалы, что способствовало развитию
художественных навыков у детей.
Центр конструирования: приобретены строительные конструкторы, что способствовало
развитию пространственного мышления и инженерных навыков.
Центр патриотического воспитания: оснащён материалами, связанными с историей и
культурой России, такими как книги, карты, игры на патриотическую тематику, что
способствовало формированию у детей чувства гордости за свою страну.
Центр дежурства и труда: оборудован материалами для выполнения простых
хозяйственных задач, что способствовало развитию ответственности и навыков
самообслуживания.
Центр настроения: оснащён материалами для релаксации, что способствовало
формированию позитивного эмоционального фона.
8
Выводы: Несмотря на проделанную работу, анализ показывает, что образовательная
среда остаётся недостаточно оснащённой для полноценной интеграции нравственнопатриотического воспитания.
Проблема: Образовательная среда в МБДОУ недостаточно оснащена для полноценной
интеграции нравственно-патриотического воспитания. В существующих центрах отсутствует
необходимое оборудование и материалы, способствующие знакомству детей с
социокультурными и нравственно-патриотическими ценностями.
Пути решения:
Обновление предметной среды: Создание зонированных центров с интерактивным
оборудованием, что позволит детям лучше знакомиться с нравственно-патриотическими
ценностями через разнообразные формы обучения.
Разработка новых образовательных программ: Обновление существующих
материалов с акцентом на интеграцию нравственно-патриотического воспитания детей
дошкольного возраста.
Внедрение современных технологий: Разработка и внедрение новых технологий,
которые смогут поддержать направления нравственно-патриотического воспитания.
Профессиональное развитие педагогов: Проведение семинаров и тренингов для
педагогов по современным подходам в воспитании и обучении детей.
Внедрение этих решений обеспечит более гармоничное и целенаправленное воспитание
детей, способствуя их осознанному восприятию нравственно-патриотических идеалов и
ценностей.
3. Анализ реализации проекта «Семейный детский сад».
Анализ реализации проекта «Семейный детский сад» показывает, что данная инициатива
направлена на создание более тесного взаимодействия между образовательным учреждением
и семьями воспитанников. Однако, несмотря на положительные аспекты, участие родителей
в реализации проекта составило лишь 25%, что указывает на необходимость улучшения
вовлеченности семей в образовательный процесс.
В рамках проекта были организованы различные мероприятия и активности,
направленные на развитие взаимодействия между детским садом и семьями. Например:
Творческие мастерские: Родители и дети совместно создавали поделки, что
способствовало укреплению семейных связей и развитию творческих навыков у детей. В
таких мастерских были изготовлены новогодние украшения и подарки к праздникам.
Семейные праздники: Проведение мероприятий, таких как «Масленица», «Праздник
Зимы» (видео мероприятий на странице ВК детского сада), где родители принимали участие
в организации и проведении конкурсов, игр и представлений. Эти праздники способствовали
сплочению семей и созданию позитивной атмосферы в детском саду.
Информационные семинары: Проведение семинаров для родителей на темы воспитания
и развития детей, где специалисты делились своими знаниями и опытом. Для таких
мероприятий (онлайн-встречи) приглашались преподаватели Кафедры психологии
образования УрГПУ. Это помогло родителям лучше понять методы работы педагогов и
активнее участвовать в образовательном процессе.
Конкурсы и соревнования: Организация конкурсов, таких как «Лучший семейный
проект» и «Спортивная семья», где семьи могли продемонстрировать свои таланты и
креативность. Однако, несмотря на наличие таких мероприятий, участие родителей
оставалось низким.
В 2024 году участие воспитанников в конкурсах различного уровня продемонстрировало
активность и стремление детей к самовыражению, а также значительное вовлечение
родителей в образовательный процесс. Анализ участия в конкурсах показывает, что детский
сад создает условия для удовлетворения потребностей детей и родителей в области
дополнительного образования, что подтверждается высоким охватом — 82%, что на 1%
больше по сравнению с предыдущим годом.
Воспитанники активно участвовали в различных конкурсах, включая:
9
Творческие конкурсы: Всероссийский творческий конкурс «Родина» (1 место), «Мои
любимые каникулы» (1 место), «Пасхальные шедевры» (1 место), «Мой папа – моя опора» (1
место), «Летние пейзажи» (1 место), «Дорогой дедушка Мороз» (1 место) и другие, где дети
проявили свои творческие способности и получили высокие оценки.
Викторины и интеллектуальные конкурсы: «По тропинкам зимних сказок», «Зимушка –
зима», «Азбука здоровья», «Волшебные узоры зимы», «Космос вокруг нас» и многие другие,
в которых воспитанники показали свои знания и умения.
Конкурсы по художественно-эстетическому развитию: «Русская живопись» (2 место),
«Сказы Павла Бажова» (диплом за активное участие) и «Чудеса анимации» (участники), что
свидетельствует о высоком уровне художественной подготовки детей.
Фестивали и акции: Городской фестиваль семейных проектов «Уральскими
маршрутами» (3 место), Всероссийская акция «Окна победы – 2024» (сертификат участника),
которые способствовали формированию у детей чувства единства и патриотизма.
Тем не менее, несмотря на положительные результаты, общий процент победителей
составляет 32.1%, что указывает на необходимость повышения качества подготовки детей к
конкурсам. Это может быть связано с недостаточной подготовкой и отсутствием
специализированных программ, направленных на развитие необходимых навыков.
Проблема: Невысокий процент победителей и недостаточная подготовка детей к
участию в конкурсах могут свидетельствовать о том, что образовательная среда не
полностью удовлетворяет потребности детей в развитии их навыков и умений.
Пути решения:
Улучшение подготовки: Разработка и внедрение специализированных программ
подготовки к конкурсам, включая дополнительные занятия и мастер-классы, которые
помогут детям развивать необходимые навыки и уверенность для успешного участия в
конкурсах.
Расширение участия: Проведение информационных мероприятий для родителей и детей
о предстоящих конкурсах, чтобы повысить осведомленность и интерес к участию.
Создание творческих групп: Формирование творческих групп по интересам, где дети
смогут совместно готовиться к конкурсам, что создаст командный дух и мотивацию.
Мониторинг и анализ результатов: Проведение регулярного анализа результатов участия
в конкурсах, чтобы выявлять сильные и слабые стороны подготовки.
Поощрение и поддержка: Введение системы поощрений для участников, включая не
только победителей, но и тех, кто проявил активность и старание.
Таким образом, комплексный подход к решению выявленных проблем позволит
повысить уровень участия детей в конкурсах и увеличить процент победителей, что в свою
очередь будет способствовать их всестороннему развитию и формированию положительного
опыта.
В 2024 году детский сад успешно реализовал условия для удовлетворения потребностей
детей и родителей в области дополнительного образования. Учебное заведение предлагает
разнообразные программы, такие как шахматный кружок «Пешечка», школа развития
«Знайка», «Логоритмика», студия хореографии и фитнеса «Полянка», изостудия
«Карандаш», «Умный мышонок», «Играем вместе» и «Рукоделие». Эти программы
направлены на всестороннее развитие детей и учитывают их индивидуальные интересы, что
является важным аспектом в удовлетворении потребностей как детей, так и их родителей.
В 2024 году охват дополнительным образованием составил 82%, что на 1% больше по
сравнению с 2023 годом. Данный рост свидетельствует о растущем интересе со стороны
родителей и детей к дополнительным образовательным услугам, что подтверждается
результатами анкетирования, проведенного в сентябре-октябре 2024 года. Родители
отметили положительные результаты реализации дополнительных программ, что
свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности образовательным процессом в
детском саду.
Детский сад также планирует расширять спектр программ дополнительного образования,
особенно в технической и естественно-научной направленности. Это позволит еще более
10
эффективно удовлетворять потребности детей и родителей, создавая условия для глубокого
освоения современных знаний и навыков.
Таким образом, в 2024 году детский сад успешно создает условия для удовлетворения
потребностей детей и родителей в дополнительном образовании. Наличие разнообразных
программ, высокий охват, положительные результаты анкетирования и соответствие
действующему законодательству подтверждают эффективность работы учреждения в данной
области. Расширение спектра программ в будущем обещает еще большее удовлетворение
интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.
Проблема: Недостаточное участие родителей в мероприятиях детского сада требует
разработки эффективных стратегий для повышения их вовлеченности в образовательный
процесс и активного участия в жизни учреждения.
Пути решения:
Улучшение информирования родителей: Создание регулярных рассылок,
использование мессенджеров и социальных сетей для информирования о предстоящих
мероприятиях, их целях и значимости.
Организация совместных мероприятий: Проведение дней открытых дверей, мастерклассов и семейных праздников, которые позволят родителям активно участвовать вместе с
детьми, клубов по интересам
Создание родительских инициативных групп: Формирование групп активных
родителей, которые будут вовлечены в разработку и реализацию образовательных программ
и мероприятий, что повысит их заинтересованность и позволит учитывать мнения и
потребности семей.
Платформа для обратной связи: онлайн-платформы, где родители смогут получать
информацию о предстоящих мероприятиях, оставлять свои предложения и отзывы, а также
участвовать в опросах, касающихся организации образовательного процесса.
Мастер-классы от родителей: Организация регулярных мастер-классов, проводимых
родителями, где они могут делиться своими навыками и знаниями (например, кулинария,
рукоделие, спорт), что не только укрепит связь между семьями, но и создаст атмосферу
сотрудничества.
Семейные дни открытых дверей: Проведение мероприятий, на которых родители
смогут увидеть, как проходят занятия, поучаствовать в совместных играх и конкурсах, что
повысит их вовлеченность в образовательный процесс.
Партнёрство с местными организациями: Установление сотрудничества с местными
предприятиями и организациями для проведения совместных мероприятий, таких как
экскурсии, мастер-классы или спортивные соревнования, что привлечёт больше родителей и
создаст новые возможности для участия.
Проведение опросов и анкетирования: Выяснение потребностей и интересов
родителей для создания мероприятий, которые будут им интересны и полезны.
Внедрение системы поощрений: Разработка системы наград или признания активных
родителей за участие в жизни детского сада.
Обучение и поддержка: Организация тренингов и семинаров для родителей по
вопросам воспитания и развития детей, что повысит их уверенность и желание участвовать.
Создание комфортной атмосферы: Обеспечение дружелюбной и открытой атмосферы
в детском саду, где родители будут чувствовать себя желанными участниками.
4. Анализ реализации проекта «Азбука здоровья».
Проект «Азбука здоровья» был нацелен на создание оптимальной системы
управленческих и организационных условий, направленных на физическую подготовку
детей, формирование навыков здорового образа жизни, обеспечение безопасной среды и
снижение детской заболеваемости. Основная цель проекта — улучшение здоровья и
благополучия всех участников образовательного процесса в детском саду.
1) Физкультурно-оздоровительная работа в МБДОУ:
В МБДОУ успешно реализуется комплексная система оздоровления воспитанников,
направленная на сохранение и укрепление их здоровья, а также на формирование
11
потребности в ведении здорового образа жизни у всех участников образовательного
процесса. Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя целый ряд компонентов,
направленных на поддержание здоровья и развитие двигательной активности детей.
Территория детского сада оснащена современной спортивной площадкой и
прогулочными участками с разнообразным игровым и спортивным оборудованием. Создана
развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрасту детей и их
образовательным потребностям. Она содержит зоны отдыха, общения и двигательной
активности, что позволяет обеспечить гармоничное развитие детей.
В помещениях МБДОУ организованы «центры активности», где дети могут заниматься
разными видами деятельности, способствующими их всестороннему развитию. Среди них:
Центр познавательно-речевого развития.
Центр театрализованной деятельности.
Центр физкультуры и спорта.
Центр безопасности и здоровья.
В рамках образовательного процесса осуществляются проекты, такие как «Здорово быть
здоровым!» и «ЗОЖ!», которые формируют у детей первоначальные представления о
здоровом образе жизни. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в
образовательный процесс: 78% родителей и детей активно участвуют в мероприятиях,
соревнованиях и конкурсах, таких как:
Конкурс «Самая спортивная семья» — состязание, где родители и дети соревнуются в
спортивных дисциплинах.
Проект «Эстафета здоровья» — спортивный праздник, где дети и родители проходят
полосу препятствий и выполняют задания на ловкость и скорость.
Фестиваль «Закаляйся, будь здоров!» — событие, направленное на популяризацию
закаливания и здорового образа жизни.
Регулярно проводятся профилактические и оздоровительные мероприятия, включающие
витаминотерапию, закаливающие процедуры, дыхательные и пальчиковые гимнастики,
индивидуальные физические упражнения. Эти мероприятия направлены на повышение
иммунитета и предотвращение заболеваний.
Результатом проведенной работы стало снижение уровня заболеваемости воспитанников
ОРВИ, что свидетельствует о высокой эффективности реализуемой системы оздоровления.
Динамика заболеваемости и посещаемости детей.
Таблица 3
Основные показатели
Пропуски по болезни в среднем (общая
заболеваемость)
% ЧБД
Средняя посещаемость
2020–2021
25%
2021–2022
20%
2023–2024
18%
15%
60%
10%
70%
10%
72%
Показатели заболеваемости воспитанников детского сада продемонстрировали
положительную динамику за последние годы. В 2020 году количество заболевших детей
составляло 25% от общего числа воспитанников. Однако в 2023 - 2024 учебном году этот
показатель снизился на 7%, что свидетельствует об эффективности проводимых
оздоровительных мероприятий.
Уменьшение количества заболевших детей на 7% является значимым результатом,
подтверждающим эффективность оздоровительной работы детского сада. В связи с
улучшением здоровья воспитанников вырос показатель посещаемости детского сада на 12%,
что говорит о стабильности и эффективности проводимых мероприятий.
Благодаря созданию медико-профилактических и педагогических условий и реализации
системы оздоровительных мероприятий повысились показатели физического здоровья детей.
Данные результаты подтверждают правильность выбранного курса на укрепление
здоровья воспитанников и создание благоприятных условий для их полноценного развития.
Детский сад продолжит реализацию программ и мероприятий, направленных на сохранение
и укрепление здоровья детей, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
12
2) В МБДОУ особое внимание уделяется организации питания воспитанников, в том
числе детей с ОВЗ, с учетом санитарно-эпидемиологических требований и принципов
здорового питания.
В рамках привития детям правильного питания реализуется проект «Здоровье
дошкольников».
50% родителей (законных представителей) воспитанников являются непосредственными
участниками контроля за организацией питания в ДОУ (организация питания, работа по
формированию навыков культуры еды в группах детского сада).
70% родителей регулярно посещают мероприятия, посвящённые вопросам питания в
детском саду, такие как семинары, лекции и мастер-классы, направленные на формирование
навыков культуры еды и пропаганды здорового питания.
Ежегодно для родителей проводятся специальные мероприятия, такие как:
Семинар «Организация питания в ДОУ» — знакомит родителей с порядком организации
питания в детском саду.
Мастер-класс «Азбука правильного питания» — обучение родителей основам здорового
питания и принципов подбора продуктов для детей.
Лекции «Как научить ребенка правильно кушать?» — формирование навыков здорового
питания у детей и повышение родительской осведомленности.
60% родителей и детей участвуют в конкурсах и мероприятиях, направленных на
закрепление знаний о правильном питании и кулинарных навыках. Среди таких мероприятий
можно выделить:
Конкурс «Кулинария без границ» — творческий конкурс, где дети и родители готовят
полезные и вкусные блюда, следуя принципам здорового питания.
Мероприятие «Лучший повар» — соревнование среди семей, где участники соревнуются
в искусстве приготовления блюд, соответствующих принципам здорового питания.
Проект «Меню моего дня» — дети совместно с родителями разрабатывают меню на
день, выбирая полезные и сбалансированные блюда.
Такой комплексный подход к организации питания обеспечивает полноценное и
сбалансированное питание воспитанников детского сада, способствует их здоровью и
гармоничному развитию.
3) В детском саду функционирует логопедический пункт, с целью оказания
коррекционной помощи детям с различными видами речевых нарушений. В течение 20232024 учебного года на логопедическом пункте занимались 31 воспитанник, из которых
11(35,4%) детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи III уровня), а 20
(64,5%) - фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
В течение учебного года 11 (35,4%) детей достигли школьного возраста. 10 (90,9%) из
них являлись воспитанниками подготовительной группы, где 6 (60,0%) детей имели речь в
пределах возрастных норм, а 4 (44,4%) рекомендована автоматизация звуков.
Коррекционная работа была организована по следующим направлениям:
o накопление и актуализация словарного запаса;
o уточнение лексико-грамматических категорий;
o развитие фонематических представлений;
o коррекция нарушений звукопроизношения;
o развитие связной речи.
Этот системный подход позволил эффективно справляться с речевыми дефектами,
обеспечивая условия для успешной социализации и нормального развития детей.
Выводы:
Логопедический пункт успешно справляется с задачей оказания коррекционной помощи
детям с речевыми нарушениями.
Основной контингент воспитанников составляют дети с легкими и умеренными
нарушениями речи (ФФНР), что упрощает работу логопеда.
Частичный выпуск детей в школу с нормальной речью свидетельствует о
положительном результате работы.
13
Сохраняется группа детей с тяжелыми нарушениями речи, нуждающаяся в дальнейшей
коррекции.
Рекомендации:
Продолжить коррекционную работу с оставшимися детьми, уделяя особое внимание
детям с тяжелыми нарушениями речи.
Рекомендовать родителям детей с сохраняющимися дефектами речи продолжать занятия
с логопедом в школе.
Провести обследование состояния речи оставшихся детей в новом учебном году для
принятия решений о продлении занятий.
Таким образом, функционирование логопедического пункта в детском саду показало
высокие результаты в исправлении речевых нарушений у детей, что способствует их
успешной социализации и подготовке к школьному обучению.
5. Анализ реализации мероприятий в рамках рабочей программы воспитания.
Реализация Программы воспитания в детском саду позволила реализовать ряд успешных
проектов, направленных на всестороннее развитие детей в дошкольный период. К числу
таких проектов относятся: «Наш родной Урал», «Гордость Урала», «Моя семья»,
«Екатеринбург – мой город», «Лучок – наш дружок», «Волшебная вода», «Экология» и
другие.
В рамках проекта «С чего начинается Родина» были проведены различные мероприятия,
такие как экскурсии по родному городу, встречи с ветеранами, конкурсы рисунков на
патриотическую тематику, театрализованные представления о культуре и истории региона, а
также занятия по краеведению. Эти мероприятия способствовали формированию у
воспитанников нравственно-патриотических качеств и углублению их знаний о родном крае.
Выводы: В ходе реализации проекта были выявлены проблемы, препятствующие
успешному формированию нравственно-патриотических качеств у воспитанников. К ним
относятся: несовершенство образовательной среды, отсутствие системного подхода к
патриотическому воспитанию, снижение роли семьи в этом процессе, а также недостаточная
активность и вовлеченность организаций и учреждений в процесс нравственного и
патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Необходимые меры: для решения данных проблем необходимо создать условия для
обновления образовательной инфраструктуры и предметно-пространственной среды
детского сада с акцентом на нравственно-патриотическое воспитание, внедрить современные
образовательные технологии и методы, а также активизировать взаимодействие с семьями
воспитанников. Необходимость расширения возможностей социального партнерства в
рамках работы по нравственному и патриотическому образованию и воспитанию детей
дошкольного возраста.
РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И ОКРУЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МБДОУ – ДЕТСКОГО САДА № 55
Подраздел 1. Проблема
Таблица 4
Формулировка 1. Образовательная среда в МБДОУ недостаточно оснащена для
проблемы
полноценной интеграции нравственно-патриотического воспитания. В
существующих центрах отсутствует необходимое оборудование и материалы,
способствующие знакомству детей с социокультурными и нравственнопатриотическими ценностями.
2. Недостаточный системный подход к повышению квалификации
педагогов, аттестации и наставничеству, а также отсутствие разработанных
индивидуальных профессиональных образовательных маршрутов и
недостаточно созданные условия для активного участия педагогов в
профессиональных мероприятиях, включая конкурсы и обмен опытом.
3. Недостаточное участие родителей в мероприятиях детского сада требует
разработки эффективных стратегий для повышения их вовлеченности в
образовательный процесс и активного участия в жизни учреждения.
14
Целевые
группы
4. Необходимость расширения возможности социального партнерства в
рамках работы по нравственному и патриотическому образованию и
воспитанию детей дошкольного возраста.
Воспитанники МБДОУ – детский сад № 55, родители (законные
представители), педагогические и иные работники образовательной
организации, социальные партнеры.
Подраздел 2. Цель программы развития детского сада
К 2029 году сформировать образовательную среду, способствующую развитию
нравственно-патриотических ценностей у детей, при этом обеспечивая уровень
удовлетворенности качеством образовательного процесса не менее 90% родителей и 95%
педагогов.
Подраздел 3. Задачи программы развития
1. Разработать и внедрить проект «Дети и ценности: патриотизм в образовательной
среде» к 2029 году через создание 11 зонированных центров и развивающих пространств, а
также интеграцию 6 программ воспитания, способствующих формированию нравственнопатриотических ценностей у 90% дошкольников, с положительной обратной связью от 90%
родителей и 95% педагогов о качестве образовательного процесса, включая итоговые
мероприятия и мониторинг реализации программы.
2. К 2029 году обеспечить системное профессиональное развитие 100% педагогов через
разработку
индивидуальных
профессиональных
образовательных
маршрутов,
наставничество и внедрение гибких форматов обучения, что будет подтверждено
положительной обратной связью от 99% участников о качестве программ и их влиянии на
профессиональную деятельность, а также результатами аттестации и активным участием в
профессиональных конкурсах.
3. Реализовать проект «Семейные ценности и патриотизм: основа нашего будущего» к
2029 году, обеспечив активное участие не менее 80% родителей и социальных партнеров в
проектных мероприятиях, что будет подтверждено результатами анкетирования и
положительной обратной связью от 80% участников о качестве взаимодействия и итогах
совместных активностей.
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Подраздел 1. Возможные способы достижения цели Программы развития
Способ
Проектный подход в реализации
Программы
Система
оценки
выполнения
мероприятий проектов в рамках
реализации Программы развития
Командный
подход,
сотрудничество и взаимодействие
всех участников образовательных
отношений
Логическая структурированность
мероприятий, реализующихся в
рамках
Программы
развития,
алгоритм реализации мероприятий
(план)
Сильные стороны
Разграничивает мероприятия, направленные
на реализацию Программы развития по
определенным направлениям деятельности,
облегчает понимание механизмов реализации
Программы для всех участников
Обеспечивает
оценку
результатов
реализации проектов, позволяя сравнивать их
с запланированными показателями и вносить
корректировки при необходимости.
Предполагает повышение эффективности
реализации мероприятий, конкретизирует
роль и уточняет круг обязанностей
различных
членов команды по реализации проектов
Обеспечивает оптимальную организацию и
последовательность выполнения действий
Таблица 5
Слабые стороны
Эпизодическая
вовлеченность и активность
педагогических работников
в
инновационную
деятельность
Вероятность некорректной
оценки, и, как следствие –
искажение результата
Не
все
участники
образовательного
процесса готовы работать в
команде
Разная степень мотивации и
ответственности
участников
образовательного процесса
не
всегда
позволяет
получать
желаемый
результат.
Отсутствие
выбора
15
программ, обеспечивающих
нравственнопатриотическое воспитание
Подраздел 2. Характеристики выбранного способа
Механизмы реализации Программы определены тематическими проектами,
обеспечивающими участие в реализации Программы развития коллектива детского сада,
родителей (законных представителей) обучающихся и социума.
В рамках Программы запланирована реализация следующих проектов: проект «Дети и
ценности: патриотизм в образовательной среде», проект: «Профессиональное развитие
педагогов: шаг к качественному образованию», проект «Семейные ценности и
патриотизм: основа нашего будущего».
1. Проект «Дети и ценности: патриотизм в образовательной среде».
В современном образовательном процессе важно формировать у детей чувство
патриотизма и уважения к своей стране. Создание благоприятной образовательной среды,
включая предметно-пространственную организацию, способствует пониманию истории и
культуры России, а также формирует гражданскую позицию и чувство принадлежности к
обществу. Проект «Дети и ценности: патриотизм в образовательной среде» направлен на
интеграцию патриотических ценностей в образовательный процесс детского сада через
разнообразные мероприятия, программы и создание специализированных центров, что
поможет детям осознать свою идентичность и значимость своей роли в обществе.
Механизмы реализации программы:
Этапы подготовки:
Планирование: Определение целей и задач проекта, выбор необходимых материалов и
технологий.
Подбор
ресурсов:
Закупка
оборудования
и
материалов
для
создания
специализированных центров и зон.
Обучение педагогов: Проведение семинаров и тренингов для воспитателей по новым
программам и методам работы.
Создание пространства: Организация и благоустройство территорий для
патриотического воспитания и культурного обмена.
Этап развития предметно-пространственной среды:
1. Создание специализированных центров:
Центр патриотического воспитания «Уголок Победы»:
Приобретение мультимедийного патриотического комплекса.
Приобретение методического интерактивного комплекса для изучения патриотизма в
ДОУ «АЛМИК Патриот».
Центр экологии и краеведения «Школа профессора Дроздова»:
Приобретение программного обеспечения для Центра экологии и краеведения.
Мини-музей «С чего начинается Родина»:
Установка декоративно-развивающих панелей: «Мой край», «Моя Родина - Россия»,
«Символы моей страны», «Семейные ценности».
Сбор предметов, связанных с историей и культурой России, с участием детей и их
родителей.
Центр нравственно-патриотического воспитания «С чего начинается Родина»:
Создание уголков нравственно-патриотического воспитания в группы МБДОУ «Родина
моя».
Обогащение библиотечного фонда: книги о выдающихся деятелях России, исторических
событиях, народных сказках, стихах и песнях о Родине.
Центр конструирования и моделирования «Путешествия по России»:
Приобретение различных видов конструкторов и наборов для объемного картоннобумажного моделирования.
Центр виртуальных путешествий «Моя родина - Россия»:
16
Создание интерактивной карты России с дополненной реальностью, позволяющей детям
визуализировать информацию о достопримечательностях и исторических местах.
Центр креативного творчества «Творим вместе»:
Организация мастер-классов по рукоделию, созданию семейных альбомов и
родословных деревьев.
Центр истории и культуры «Наши корни»:
Проведение занятий, посвященных традициям и обычаям разных народов России, с
использованием мультимедийных материалов.
Центр цифрового патриотизма «Семейный цифровой архив»:
Создание платформы для сбора и хранения цифровых материалов о семейных
традициях, историях и ценностях.
Благоустройство территории:
Создание развивающего «патриотического пространства» на территории МБДОУ - «Сад
памяти»:
Приобретение и размещение баннеров «Города-герои Великой Отечественной войны»,
«Герои Великой Отечественной войны», «Дети – Герои Великой Отечественной войны»,
«Маршалы Победы», дополненные QR-кодами.
Информационный центр для родителей «Патриотическое воспитание в семье»:
Информационный центр для родителей с рекомендациями по работе с детьми дома,
материалами о патриотическом воспитании и возможностями для совместных мероприятий.
Этап мониторинга и обратной связи:
Регулярные оценки: Проведение опросов среди педагогов и родителей для оценки
эффективности мероприятий.
Анализ результатов: Сравнение достигнутых результатов с поставленными задачами.
Корректировка программы: Внесение изменений в проект на основе полученных данных
и отзывов участников.
Отчетность: Подготовка отчетов о ходе реализации проекта и его результатах для всех
заинтересованных сторон.
2. Внедрение образовательных программ и технологий.
Программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем» под
редакцией Р.Ю. Белоусовой, А.Н. Егоровой, Ю.С. Калинкиной.
Программа экологического и краеведческого воспитания «Школа профессора Дроздова»
для детей от 3 до 7 лет.
Программа по конструированию и моделированию «Путешествия по России» для детей
от 5-7 лет.
Программа
«Духовно-нравственное
воспитание
дошкольников
средствами
традиционной культуры в детском саду и в семье» для детей от 3-7 лет.
Парциальная программа «Патриот» для детей от 4-7 лет.
Программа «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России»
для детей от 3-7 лет.
Создание электронного образовательного маршрута «Россия многонациональная
страна» с размещением на официальном сайте МБДОУ.
Технологии, формы и методы патриотического воспитания.
Традиционные технологии:
Беседы на актуальные темы, чтение художественной литературы, просмотр фильмов и
мультфильмов.
Экскурсии в музеи, театры, памятные места, праздники и мероприятия (День Победы,
День России).
Работа с родителями через совместные мероприятия и консультации.
Инновационные технологии:
Проектная деятельность («Моя малая Родина», «Герои нашего времени»).
Игровые технологии (интерактивные игры, квесты, виртуальные экскурсии).
17
Информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные презентации,
видеоматериалы).
Креативное обучение (нестандартные методы, творческие задания) и интеграция
образовательных областей (музыка, изобразительное искусство).
2. Проект: «Профессиональное развитие педагогов: шаг к качественному
образованию».
Актуальность: Проект «Профессиональное развитие педагогов: шаг к качественному
образованию» актуален в условиях современных требований к качеству дошкольного
образования и необходимости интеграции инновационных методов и технологий в
образовательный процесс. Педагоги должны адаптироваться к новым условиям обучения,
включая использование цифровых технологий и методов нравственно-патриотического
воспитания, что требует постоянного повышения квалификации. Высокий уровень
профессиональной подготовки педагогов напрямую влияет на качество образовательных
услуг и развитие детей, что является приоритетом для образовательных учреждений. Проект
также способствует формированию сообщества педагогов, где они могут обмениваться
опытом и практиками, что укрепляет их статус в образовательной среде. Кроме того, проект
соответствует современным инициативам в сфере образования, направленным на улучшение
качества и доступности дошкольного образования.
Механизм реализации проекта:
1. Этап анализа и сбора информации.
Проведение анкетирования среди педагогов для выявления их потребностей в
повышении квалификации, включая интерес к новым технологиям и методам работы.
Анализ результатов аттестации и участия в конкурсах, а также оценка текущего уровня
интеграции нравственно-патриотического воспитания в образовательный процесс.
Сбор информации о лучших практиках в области повышения квалификации и
профессионального развития в других образовательных учреждениях.
2. Комплексная программа повышения квалификации «Образовательный рост».
Регулярные курсы, тренинги и семинары по современным методам дошкольного
образования, включая:
Новые технологии обучения.
Методы работы с детьми, направленные на нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста.
Интеграция нравственно-патриотического воспитания в образовательный процесс.
3. Система наставничества «Педагогический коучинг».
Программа, в которой опытные педагоги выступают как наставники и коучи, проводя
индивидуальные и групповые занятия.
Регулярные встречи, совместные занятия, обратная связь.
4. Индивидуальные профессиональные образовательные маршруты «Мой путь».
Разработка индивидуальных маршрутов для каждого педагога, учитывающих их
интересы и потребности, включая:
Курсы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Мастер-классы по интеграции новых технологий в образовательный процесс.
Консультации с педагогами, формирование плана развития.
5. Система мотивации «Педагогический успех».
Материальные и нематериальные вознаграждения за достижения, участие в конкурсах и
обмене опытом. Награждение на итоговых мероприятиях, сертификаты, благодарности.
6. Инициатива «Профессиональный бренд».
Создание и продвижение профессионального бренда педагогов через публикации,
участие в конференциях и выставках.
Создание сайта или страницы в соцсетях для демонстрации достижений педагогов.
7. Регулярные мастер-классы и вебинары «Современные практики».
Обучающие мероприятия по использованию цифровых технологий и инновационных
методов обучения, включая:
18
Мастер-классы по реализации программ нравственно-патриотического воспитания.
Вебинары по использованию интерактивных и игровых методов в обучении.
Мастер-классы, вебинары с приглашёнными экспертами.
8. Платформа для обмена опытом «Сообщество педагогов».
Внутренняя платформа или форум для обсуждения, публикации и обратной связи.
9. Мониторинг и оценка проекта.
Проведение регулярного мониторинга участия педагогов в мероприятиях и их
удовлетворенности.
Анализ результатов повышения квалификации и успехов в конкурсах.
Корректировка программ на основе собранной информации и отзывов педагогов.
3. Проект «Семейные ценности и патриотизм: основа нашего будущего».
Актуальность: В современных условиях глобализации и изменения социокультурной
среды формирование у детей дошкольного возраста основ семейных ценностей и
патриотизма становится критически важным для их гармоничного развития, социальной
идентичности и чувства принадлежности к своей стране. Участие семей в образовательном
процессе способствует укреплению межпоколенческих связей и формированию у детей
уважения к своим корням и культуре.
Механизмы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Сбор информации:
Проведение анкетирования среди родителей для выявления их взглядов на семейные
ценности и патриотизм.
Организация круглого стола с педагогами и родителями для обсуждения значимости
проекта.
Планирование мероприятий:
Создание плана мероприятий с учетом интересов детей и родителей.
Формирование рабочей группы из педагогов и родителей для координации мероприятий.
Основной этап:
Клуб «Семейные традиции»:
Встречи «Истории наших семей»:
Семейные интервью: Родители и дети записывают интервью друг с другом о семейных
традициях, создавая видеоролики, которые можно будет показать на итоговом празднике.
Семейные вечера рассказов: Организация вечеров, где семьи делятся не только
историями, но и песнями, танцами, играми, которые передаются из поколения в поколение.
Мастер-классы по рукоделию:
Создание семейных артефактов: Изготовление символических предметов, отражающих
семейные ценности, такие как семейные гербы или амулеты.
Кулинарные мастер-классы: Приготовление традиционных блюд каждой семьи, с
последующей дегустацией и обсуждением их значимости.
Фотоконкурс «Семейные традиции»:
Семейные фотоистории: Каждая семья создает фотопроект, рассказывающий о своих
традициях, который затем выставляется в детском саду.
Выставка «Семейные моменты»: Создание выставки, где родители могут представить
старые семейные фотографии и рассказать о них.
Тематические вечера «Семейные праздники»:
Фестиваль «Семейные традиции»: Проведение фестиваля, на котором семьи
представляют свои традиции через музыку, танцы и кулинарные блюда.
Обмен рецептами: Создание книги рецептов, в которой семьи могут делиться своими
любимыми блюдами и их историями.
Клуб «Творческие семьи»:
Творческие мастерские: Проведение мастер-классов по живописи, керамике, рукоделию,
где семьи могут создавать совместные произведения искусства.
19
Семейные театрализованные представления: Организация спектаклей, в которых
участвуют родители и дети, основанных на семейных историях.
Клуб «Патриот»:
Занятия «Моя страна»:
Патриотические квесты: Организация квестов, где семьи должны пройти различные
станции, связанные с историей и культурой России.
Тематические дни: Проведение дней, посвященных различным регионам России, с
выставками, блюдами и культурными мероприятиями.
Экскурсии:
Исторические прогулки: Организация пеших экскурсий по местам, связанным с
историей и культурой региона, с рассказами о значимых событиях.
Виртуальные экскурсии: Использование технологий для организации виртуальных
экскурсий по музеям и памятникам России.
Творческий конкурс «Я — патриот»:
Конкурс на лучшее патриотическое стихотворение или песню: Участие детей и
родителей в создании и исполнении патриотических произведений.
Выставка «Я горжусь своей страной»: Создание выставки работ детей, отражающих их
видение патриотизма через искусство.
Патриотические акции:
День добрых дел: Участие в волонтерских проектах, направленных на благоустройство
территории, что формирует у детей чувство ответственности.
Сбор средств на благотворительность: Организация акций по сбору средств для помощи
ветеранам или детям-сиротам.
Клуб «Юные исследователи»:
Исследовательские проекты: Проведение совместных проектов по изучению истории
своей семьи и региона, с последующей презентацией результатов.
Семинары и лекции: Приглашение специалистов для проведения лекций о значимых
событиях в истории России.
Совместные мероприятия
Конкурс «Семейные ценности в нашем доме»:
Создание совместных проектов: Проведение выставок, презентаций о семейных
традициях, где семьи могут представить свои работы.
Флешмоб «Семейные ценности»: Организация флешмоба, в котором семьи могут
продемонстрировать свои традиции через танцы и песни.
Патриотическая акция «Мы – будущее страны»:
Семейный субботник: Участие семей в благоустройстве территории детского сада или
местного сообщества.
Создание экологического проекта: Разработка и реализация проекта по озеленению или
благоустройству местности.
Кулинарный мастер-класс «Вкусные традиции»:
Кулинарный фестиваль: Проведение фестиваля, на котором семьи могут представлять
свои блюда и делиться рецептами.
Кулинарные битвы: Организация соревнований по приготовлению национальных блюд,
где семьи могут продемонстрировать свои кулинарные навыки.
Семейный фестиваль «Семья и Родина»:
Праздник культур: Организация праздника, где будут представлены культуры разных
народов, проживающих в регионе, с музыкальными и танцевальными выступлениями.
Творческие мастерские: Проведение мастер-классов по традиционным ремеслам, где
семьи могут учиться и создавать совместные работы.
Интерактивные выставки и ярмарки:
Ярмарка семейных традиций: Проведение ярмарки, на которой семьи могут представить
свои традиционные блюда, ремесленные изделия и поделки.
20
Выставка «Семья и культура»: Организация выставки, на которой будут представлены
работы детей и родителей, отражающие семейные и культурные ценности.
Работа с социальными партнерами:
Установление партнерских отношений с местными музеями, библиотеками и
культурными центрами для организации совместных мероприятий и экскурсий.
Сотрудничество с общественными организациями, занимающимися вопросами
патриотического воспитания, для обмена опытом и ресурсами.
Фестиваль «Семья и Родина»:
Проведение праздника, на котором будут представлены результаты работы клубов,
творческие номера детей и родителей, выставка работ.
Концерт, на котором дети и родители смогут выступить с песнями и танцами,
отражающими семейные и патриотические ценности.
Инновационный проект «Семейный фестиваль технологий»:
Проведение фестиваля, где семьи могут представить свои проекты, связанные с
использованием современных технологий в воспитании и обучении детей, включая
робототехнику, программирование и цифровое творчество.
Инновационный проект «Семейный цифровой архив»:
Создание онлайн-платформы, где семьи могут загружать и хранить свои истории, фото и
видео о семейных традициях и событиях, что позволит создать виртуальный архив для
будущих поколений.
3. Заключительный этап.
Итоговое мероприятие: Организация праздника для детей и родителей, на котором будут
подведены итоги проекта, представлены работы участников и проведены конкурсы.
Мониторинг и оценка:
Проведение анкетирования для родителей и педагогов для получения обратной связи о
проекте.
Анализ
результатов
и
подготовка
отчета
о
реализации
проекта.
21
РАЗДЕЛ 4. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Результат
Наименование контрольного
показателя
Единица
измерени
я
показател
я
Теку
щее
значе
ние
показ
ателя
Таблица 6
Плановое значение показателя по годам
реализации Программы
максимальное
Целевой
ориенти
2025
2026
2027
2028
р на
2029
Задача 1. Разработать и внедрить проект «Дети и ценности: патриотизм в образовательной среде» к 2029 году через создание 11 зонированных
центров и развивающих пространств, а также интеграцию
6 программ воспитания, способствующих формированию нравственнопатриотических ценностей у 90% дошкольников, с положительной обратной связью от 90% родителей и 95% педагогов о качестве
образовательного процесса, включая итоговые мероприятия и мониторинг реализации программы.
Созданы
центры
нравственно-патриотической
направленности:
Центр патриотического воспитания «Уголок Победы».
Центр экологии и краеведения «Школа профессора
Дроздова».
Мини-музей «С чего начинается Родина».
Центр нравственно-патриотического воспитания «С
чего начинается Родина».
Центр
конструирования
и
моделирования
«Путешествия по России».
Центр виртуальных путешествий «Моя родина Россия».
Центр креативного творчества «Творим вместе».
Центр истории и культуры «Наши корни»:
Центр цифрового патриотизма «Семейный цифровой
архив».
Создан на территории МБДОУ - «Сад памяти».
Информационный
центр
для
родителей
«Патриотическое воспитание в семье».
Внедрены Программы:
Программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7
лет «С чистым сердцем» под редакцией Р.Ю. Белоусовой, А.Н.
Егоровой, Ю.С. Калинкиной.
Программа экологического и краеведческого воспитания
«Школа профессора Дроздова» для детей от 3 до 7 лет.
Программа по конструированию и моделированию
соответствие
«отлично
средневзвешенной суммы /хорошо
значений
по
всем
»
критериям НОКО ДОО.
наличие
в
ДОО Кол-во
инфраструктурных
единиц,
позволяющих
решать
задачу
инновационного развития
ДОО.
Кол-во
количество реализуемых
образовательных
программ нравственной и
патриотической
направленности.
Процент
доля воспитанников,
охваченных основными и
дополнительными
общеобразовательными
программами.
Процент
доля родителей,
положительно оценивших
дополнительные
образовательные
программы нравственнопатриотической
отлич
но
отлично
отлично
отлично
отлично
отлично
1
3
5
8
9
10
1
2
3
4
5
6
40
50
60
75
80
98
70
75
80
85
90
95
«Путешествия по России» для детей от 5-7 лет.
Программа
«Духовно-нравственное
воспитание
дошкольников средствами традиционной культуры в детском
саду и в семье» для детей от 3-7 лет.
Парциальная программа «Патриот» для детей от 4-7 лет.
Программа «Приобщение дошкольников к культурноисторическому наследию России» для детей от 3-7 лет.
Создан электронного образовательного маршрута
«Россия многонациональная страна» с размещением на
официальном сайте МБДОУ.
направленности.
доля детей, имеющих
победы и призовые места
в официальных
мероприятиях различного
уровня и направленности
доля детей, охваченных
конкурсным движением.
наличие официального
статуса ресурсного
центра, инновационной,
пилотной или
экспериментальной
площадки, опорного
центра, участие в
реализации
муниципального сетевого
проекта
Процент
10
15
20
25
30
35
Процент
10
25
30
35
45
50
Наличие
статуса
0
1
1
1
1
1
Задача 2. К 2029 году обеспечить системное профессиональное развитие 100% педагогов через разработку индивидуальных профессиональных
образовательных маршрутов, наставничество и внедрение гибких форматов обучения, что будет подтверждено положительной обратной связью
от 99% участников о качестве программ и их влиянии на профессиональную деятельность, а также результатами аттестации и активным
участием в профессиональных конкурсах.
Разработана и внедрена программа повышения
квалификации «Образовательный рост».
Разработана и внедрена Программа аттестации
«Профессиональный рост: Аттестация».
Функционирует
система
наставничества
«Педагогический коучинг».
Разработаны
индивидуальные
профессиональные
образовательные маршруты «Мой путь».
Разработана
и
внедрена
система
мотивации
«Педагогический успех».
Созданы индивидуальные страницы педагогов на
официальном сайте «Профессиональный бренд».
Создана платформа для обмена опытом «Сообщество
педагогов».
Педагогические кадры имеют курсовую подготовку
доля
педагогических
работников,
имеющих
высшую
квалификационную
категорию
доля педагогов, публично
представивших
результаты
своей
деятельности
(педагогического
коллектива)
на
методических
мероприятиях различного
уровня.
доля работников, ставших
Процент
30
33
38
40
45
50
Процент
20
25
35
40
45
50
Процент
15
20
25
30
25
40
23
по проектам Программы;
победителями
и
Педагоги являются участниками, победителями
призёрами
конкурсов
профессиональных конкурсов на различных уровнях.
профессионального
Педагоги являются участниками конференции,
мастерства
мастер-классов,
вебинаров,
проектной
деятельности,
(муниципальный,
методических
объединениях
различного
уровня,
региональный
и
представляют опыт своей профессиональной деятельности
всероссийский уровни).
через публикации в сборниках статей;
Успешное прохождение аттестации для повышения
уровня квалификации педагогов.
Задача 3. Реализовать проект «Семейные ценности и патриотизм: основа нашего будущего» к 2029 году, обеспечив активное участие не менее
80% родителей и социальных партнеров в проектных мероприятиях, что будет подтверждено результатами анкетирования и положительной
обратной связью от 80% участников о качестве взаимодействия и итогах совместных активностей.
Создан Клуб «Семейные традиции».
Создан Клуб «Творческие семьи».
Создан Клуб «Патриот».
Создан Клуб «Юные исследователи».
Создана онлайн-платформа «Семейный цифровой
архив».
Повышен уровень удовлетворённости родителей
(законных
представителей),
обучающихся
качеством
предоставляемых услуг;
Организована
работа
психолого-педагогической,
методической и консультационной помощи родителям
(законным представителям) детей.
Расширено
участия
родителей
(законных
представителей), деятельности ДОУ.
Расширен диапазона социального сотрудничества
(социального партнерства), для решения профессиональных
задач и задач по просвещению семей воспитанников.
доля
родителей Процент
(законных
представителей),
получивших
профессиональную
и
консультативную помощь
в воспитании, обучении и
развитии ребенка.
доля
родителей Процент
(законных
представителей)
удовлетворённых
качеством
предоставляемых услуг.
доля
семей Процент
воспитанников
(от
общего
числа),
принявших участие в
детско-родительских
проектах,
конкурсах
различного уровня.
10
15
25
30
35
40
95
95
95
95
95
95
25
55
60
70
75
70
24
План финансирования реализации Программы развития
Раздел 5.
Источники и план финансирования Программы развития
Таблица 7
Наименование мероприятия
Источник
финансирования
Затраты на реализацию задач, руб.
2025
2026
2027
2028
2029
Итоговые
затраты, руб.
Разработать и внедрить проект «Дети и ценности: патриотизм в образовательной среде» к 2029 году через создание 11 зонированных центров и
развивающих пространств, а также интеграцию 6 программ воспитания, способствующих формированию нравственно-патриотических
ценностей у 90% дошкольников, с положительной обратной связью от 90% родителей и 95% педагогов о качестве образовательного процесса,
включая итоговые мероприятия и мониторинг реализации программы.
Центр патриотического воспитания «Уголок Победы»:
Приобретение мультимедийного патриотического региональный
0
0
комплекса.
бюджет
Приобретение
методического
интерактивного муниципальный 50 000
50 000
комплекса для изучения патриотизма в ДОУ «АЛМИК бюджет
Патриот».
внебюджетные
0
средства
Центр экологии и краеведения «Школа профессора Дроздова»:
Приобретение программного обеспечения для Центра региональный
0
0
экологии и краеведения.
бюджет
муниципальный 50 000
0
бюджет
внебюджетные
0
25000
средства
Информационный центр для родителей «Патриотическое воспитание в семье»:
Разработка и размещение рекомендации по работе с региональный
0
0
детьми дома, материалами о патриотическом воспитании бюджет
и возможностями для совместных мероприятий.
муниципальный 0
0
бюджет
внебюджетные
0
0
средства
Мини-музей «С чего начинается Родина»:
Установка декоративно-развивающих панелей: «Мой региональный
0
0
край», «Моя Родина - Россия», «Символы моей страны», бюджет
«Семейные ценности».
муниципальный 50 000
50 000
Сбор предметов, связанных с историей и культурой бюджет
России, с участием детей и их родителей.
внебюджетные
25 000
25 000
0
0
0
50 000
50 000
50 000
250 000
30 000
30 000
0
90 000
0
0
0
0
25 000
0
25 000
25000
0
100 000
50 000
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
50 000
50 000
50 000
250 000
0
0
0
50 000
25
средства
Центр нравственно-патриотического воспитания «С чего начинается Родина»:
Создание
уголков
нравственно-патриотического региональный
0
0
воспитания в группы МБДОУ «Родина моя».
бюджет
Обогащение библиотечного фонда: книги о выдающихся муниципальный 25 000
25 000
деятелях России, исторических событиях, народных бюджет
сказках, стихах и песнях о Родине.
внебюджетные
25 000
25 000
средства
Центр конструирования и моделирования «Путешествия по России»:
Приобретение различных видов конструкторов и наборов региональный
0
0
для объемного картонно-бумажного моделирования.
бюджет
муниципальный 0
50 000
бюджет
внебюджетные
0
0
средства
Центр креативного творчества «Творим вместе»:
Организация мастер-классов по рукоделию, созданию региональный
0
0
семейных альбомов и родословных деревьев.
бюджет
муниципальный 0
0
бюджет
внебюджетные
0
0
средства
Центр истории и культуры «Наши корни»:
Проведение занятий, посвященных традициям и обычаям региональный
0
0
разных
народов
России,
с
использованием бюджет
мультимедийных материалов.
муниципальный 0
0
бюджет
внебюджетные
0
0
средства
Центр цифрового патриотизма «Семейный цифровой архив»:
Создание платформы для сбора и хранения цифровых региональный
0
0
материалов о семейных традициях, историях и бюджет
ценностях.
муниципальный 0
0
бюджет
внебюджетные
0
0
средства
0
0
0
0
0
25 000
25 000
150 000
25 000
25 000
0
100 00
0
0
0
0
50 000
0
50 000
1500 000
0
30 000
30 000
60 000
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
26
Благоустройство территории:
Создание
развивающего
«патриотического региональный
пространства» на территории МБДОУ - «Сад памяти»:
бюджет
Приобретение и размещение баннеров «Города-герои муниципальный
Великой Отечественной войны», «Герои Великой бюджет
Отечественной войны», «Дети – Герои Великой внебюджетные
Отечественной
войны»,
«Маршалы
Победы», средства
дополненные QR-кодами.
Центр виртуальных путешествий «Моя родина - Россия»:
Создание интерактивной карты России с дополненной региональный
реальностью, позволяющей детям визуализировать бюджет
информацию о достопримечательностях и исторических муниципальный
местах.
бюджет
внебюджетные
средства
Участите воспитанников в детских конкурсах различной региональный
направленности.
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
Внедрение образовательных программ.
региональный
Программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 бюджет
лет «С чистым сердцем» под редакцией Р.Ю. муниципальный
Белоусовой, А.Н. Егоровой, Ю.С. Калинкиной.
бюджет
Программа экологического и краеведческого воспитания внебюджетные
«Школа профессора Дроздова» для детей от 3 до 7 лет.
средства
Программа по конструированию и моделированию
«Путешествия по России» для детей от 5-7 лет.
Программа
«Духовно-нравственное
воспитание
дошкольников средствами традиционной культуры в
детском саду и в семье» для детей от 3-7 лет.
Парциальная программа «Патриот» для детей от 4-7 лет.
Программа «Приобщение дошкольников к культурноисторическому наследию России» для детей от 3-7 лет.
Создание электронного образовательного маршрута региональный
«Россия многонациональная страна» с размещением на бюджет
0
0
0
0
0
0
0
20 000
20 0000
10 000
10 000
60 000
0
20 000
20 000
10 000
10 000
60 000
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
27
официальном сайте МБДОУ.
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
К 2029 году обеспечить системное профессиональное развитие 100% педагогов через разработку индивидуальных профессиональных
образовательных маршрутов, наставничество и внедрение гибких форматов обучения, что будет подтверждено положительной обратной связью
от 99% участников о качестве программ и их влиянии на профессиональную деятельность, а также результатами аттестации и активным
участием в профессиональных конкурсах.
Повышение квалификации педагогов по различным региональный
направлениям проектов Программы и инновационной бюджет
деятельности
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
Участие работников в конкурсах профессионального региональный
мастерства.
бюджет
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Внедрение новых форм педагогического сопровождения
педагогов (педагогические лаборатории, «панорамы»
педагогических идей, квесты, коуч-сессии питч-сессии,
стажировки).
Организация и проведение семинаров, практикумов,
мастер-классов с трансляцией педагогического опыта по
реализации современных образовательных технологий.
Разработка
индивидуальных
профессиональных
28
образовательных маршрутов «Мой путь».
Разработка и внедрение программы
квалификации «Образовательный рост».
Разработка и внедрение Программы
«Профессиональный рост: Аттестация».
повышения
аттестации
Оптимизация системы наставничества через Программу
«Педагогический коучинг».
Разработка и внедрение системы мотивации через
Программу «Педагогический успех».
Создание индивидуальных страниц педагогов
официальном сайте «Профессиональный бренд».
на
Создание платформы для обмена опытом «Сообщество
педагогов».
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
региональный
бюджет
муниципальный
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
29
бюджет
внебюджетные
средства
0
0
0
0
0
0
Реализовать проект «Семейные ценности и патриотизм: основа нашего будущего» к 2029 году, обеспечив активное участие не менее 80%
родителей и социальных партнеров в проектных мероприятиях, что будет подтверждено результатами анкетирования и положительной обратной
связью от 80% участников о качестве взаимодействия и итогах совместных активностей.
Создание и функционирование Клуба
традиции», проведение мероприятий.
«Семейные региональный
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
Создание и функционирование Клуба «Творческие региональный
семьи», проведение мероприятий.
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
Создание
и
функционирование
Клуба
«Юные региональный
исследователи», проведение мероприятий.
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
Создание и функционирование Клуба «Патриот», региональный
проведение мероприятий.
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
Установление партнерских отношений с местными региональный
музеями, библиотеками и культурными центрами для бюджет
организации совместных мероприятий и экскурсий.
муниципальный
Сотрудничество с общественными организациями, бюджет
занимающимися
вопросами
патриотического внебюджетные
воспитания, для обмена опытом и ресурсами.
средства
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
30
Инновационный проект «Семейный цифровой архив»: региональный
Создание онлайн-платформы.
бюджет
муниципальный
бюджет
внебюджетные
средства
Итого
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
225 000
290 000,00 270 000,00 255 000,00
250 000,00
1 290 000, 00
31