Вокально-хоровая студия Домисолька

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности «Вокально - хоровая студия «Домисолька» (далее – Программа)
разработана для детей 5-7 лет, имеющих ярко-выраженные музыкальные
способности. Программа предусматривает дифференцированный подход к
обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей детей
дошкольного возраста. Программа разработана с учётом программы «Ладушки»
И. Каплуновой и М. Новоскольцевой и методического пособия «Вокально-хоровая
работа в детском саду» М. Ю. Картушиной.
Актуальность
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает
человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным
явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент,
таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют
потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в
период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать
певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое
способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит
возможность для творческого самовыражения личности через сольное и
ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным
сопровождением.
Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение
решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение
благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и
непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство
снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения
можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям.
Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии - это источник
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах,
соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает
формирование умений певческой деятельности и совершенствование
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью,
полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые
навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего
вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической
ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Спланированная деятельность вокальной студии позволит воспитанникам
развить вокальные данные, что позволит раскрыть творческие певческие

способности для последующего
исполнительского мастерства.

участия

в

праздниках

и

конкурсах

Отличительные особенности Программы
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт
индивидуальных
психофизиологических
особенностей
воспитанников.
Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет
заложить основы для формирования основных компонентов учебной
деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение
контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника
подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей
ребенка, его вокальных данных.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных
занятий, методику вокального воспитания детей, совместную работу педагога,
родителей и детей.
Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной
технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать
образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее
содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников. В образовательном процессе программы используются
инновационные технологии: групповой деятельности, личностно ориентированные, игровые технологии.
Адресат Программы
На обучение по программе принимаются дети от 5 до 7 лет на свободной
основе, (в данном возрастном диапазоне) при наличии у них достаточно
выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти,
чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением.
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации Программы
В возрасте 5-7 лет в интеллектуальном плане у детей выделяются и
оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются не
только познавательных, но и личностных задач. Здесь же, в дошкольном возрасте,
берёт своё начало творческий процесс, выражающийся в способности
преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое.
Творческие способности детей проявляются в конструктивных играх, в
художественном творчестве. В этот период времени получают первичное
развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в
дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития
способностей и устойчивого, творческого отношения ребёнка к действительности.
Именно дошкольный возраст является наиболее благотворным периодом для
начала обучения вокалу, ибо музыкальность у детей развивается тем быстрее, чем
в более раннем возрасте начинают ребёнка обучать пению.
Для дошкольников наиболее характерна игровая деятельность. Игра тесно
связана с формированием творческих способностей детей. Важнейшая

психологическая особенность художественной игры – обязательная актуализация,
вовлечение индивидуального опыта ребёнка в сферу музыкальной деятельности.
Введение в занятие песен-игр вызывает большое оживление у ребят, помогает
наладить двигательную координацию.
У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее
произносят отдельные звуки слова, у них улучшается артикуляция во время
пения. У них возрастает слуховые активность и внимание, и они уже способны
свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы,
сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить
вступление к песне и петь после него; начинают петь согласованно с
инструментальным сопровождением (фонограммой) и без него.
Существует так же ряд физиологических особенностей, отличающих строение
органов голосообразования дошкольников от аналогичных органов взрослого
человека:
- гортань расположена выше, чем у взрослых;
- объём лёгких небольшой, и поэтому в большинстве случаев грудное
резонирование отсутствует;
- голосовая мышца практически не сформирована и ещё не способна в должной
мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у
детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по
всей длине.
Кроме того, певческий голос дошкольников характеризуется особой лёгкостью,
нежностью, небольшой силой звучания, высоким головным резонированием, и
поэтому детям вредят крик, громкое пение, шёпот, горячие и холодные напитки,
пение на холодном воздухе.
С целью охраны детского голоса следует:
- учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и
использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для
конкретного ребёнка, а диапазон дошкольников сравнительно невелик - в среднем
ре1 -ре2 (хотя у музыкально одарённых детей встречается и значительно шире);
- осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как с
приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается
дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;
-беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить
петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.)
Правильное звучание голоса ребёнка 5-7 лет соответствует таким понятиям, как
звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное),
ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой
вокальной позиции.
Как известно, в процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи,
дыхательных органов). Если эти мышцы длительно подвергать правильной
голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т.е.
устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование.

Объем Программы – 72 часа
Срок освоения – 1 учебный год
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса - форма реализации
Программы – традиционная
Организационные формы обучения - сочетание групповой (работа в вокальной
группе) и индивидуальной работы (сольное пение); в группах одного возраста и
разновозрастных группах.
Режим занятий – 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут.
1.2. Цель программы:
 создание условий для развития творческого потенциала музыкально
одаренного ребенка и нравственного становления детей 5-7 лет посредством
вовлечения их в певческую деятельность и приобщения к вокальному
искусству, поэтическому слову и фольклору.




















Задачи Программы:
Образовательные задачи:
продолжить формировать навыки певческой установки воспитанников;
научить использовать при пении мягкую атаку;
продолжить формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
продолжить формировать вокально-хоровые навыки: пение без
сопровождения, пение в ансамбле слитно, согласованно;
обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля.
Развивающие задачи:
развить гармонический и мелодический слух;
совершенствовать речевой аппарат;
развить вокальный слух;
развить певческое дыхание;
развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его
самостоятельность;
расширить диапазон голоса;
развить умение держаться на сцене.
Воспитательные задачи:
Продолжить:
воспитывать эстетический вкус воспитанников;
воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
воспитывать чувство коллективизма;
способствовать
формированию
воли,
дисциплинированности,
взаимодействию с партнёрами;
воспитывать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность.

1.3 Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Модуль
програм
мы






Коррекционные задачи:
создавать условия для пополнения словарного запаса;
проводить коррекцию речи, звукопроизношения;
развивать память, внимание воспитанников;
формировать эмоционально-волевую сферу воспитанников

количество
часов
Тема занятия

тео
рия

практ
ика

1

0

1

2

0

2

Входной контроль

1

1

0

2

1

1

Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль

«Три кита в музыке»
Певческая установка
«Звучащий мир музыки»
Дыхание
«Музыкальные звуки»

2

1

1

Наблюдение
текущий контроль

2

1

1

2

1

1

Дирижёрский жест
Участие в осеннем празднике
«Слушаем, узнаем, исполняем»
игротека

2

1

1

2

0

2

Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль

Концерт «Осень золотая»

1

0

1

«Выразительные средства музыки»

2

1

1

2

2

0

12

Основы музыкальной
грамоты
«Развиваем
ритмический и мелодический
слух»

2

1

1

13

«Веселые нотки»

2

1

1

«Живые звуки» игротека

2

1

1

«Тембр звука»

2

1

1

«Новогодний карнавал»

2

0

2

1
2

Модуль
«Петь
приятно и
удобно»

3
4

5
6

Модуль
«Звучащий
мир
музыки»

7
8

9
10

Модуль
«Веселые
нотки»

11

14
15
16

Модуль
«Живые
звуки»

Вводное занятие Прослушивание
голосов
Диагностическое обследование
детей
«Что такое музыка? Для чего она
нужна человеку?"
«Звуки вокруг нас» игротека.
Охрана голоса

всего

Формы
промежуточной
аттестации/
контроля
Наблюдение

Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль

Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль

«Как беречь голос»

2

1

1

«Рождественская сказка»

2

2

0

«Освоение певческого дыхания»

2

0

2

«Вдыхаем аромат цветов»

2

0

2

«Звукообразование и звуковедение»
Участие в концерте
«День защитника Отечества»

2

1

1

Наблюдение
текущий контроль

22

«Я красиво петь могу» Игротека.

2

1

1

23

«Формирование качества звука.
Интонация»
«Как беречь голос»

2

0

2

2

1

1

«Хрустальные звуки»

2

2

0

«Мамин праздник»

2

0

2

27

«Ансамбль»

2

1

1

28

«Дирижер»

2

2

0

«Поем по руке»

2

0

2

Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль

30

«Веселый оркестр»

2

1

1

31

«Музыкальная сказка»

2

2

0

32

«Народные
мотивы»

2

1

1

33

«Детский
фольклор»
Лекарство от зевоты

2

1

1

2

1

1

Концерт
«МЫ выпускники»

3

0

3

Диагностическое обследование
детей

2

1

17
18
19

Модуль
«Рождестве
нская
сказка»

20
21

Модуль «Я
красиво
петь могу»

24
25
26

29

34
35
36

Модуль
«Хрусталь
ные звуки»

Модуль
«Народные
мотивы»

Модуль
«Мы
выпускни
ки»

72

1

Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль

Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль
Наблюдение
текущий контроль

Диагностические
задания

СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ СТУДИЯ
«Домисолька»

Месяц

Тема
№
п/
п

Программное

Репертуар

Литератур
а

содержание

Формы
промежуточной
аттестации/
контроля

Модуль «Петь приятно и удобно»

1

сентябрь

2

3

Вводное занятие
Прослушивание
голосов
Диагностическое
обследование детей
«Что такое музыка?
Для чего она нужна
человеку?»

«Звуки вокруг нас»
игротека.
Охрана голоса

4

«Три кита в
музыке»
Певческая
установка

Прослушивание
Диагностические
задания
Анализ
практической
работы

Раскрыть детям понятие
«музыка», ее роль в жизни
человека, при каких
обстоятельствах человек поет и
исполняет музыку. Ознакомить с
новым песенным репертуаром.

Упражнение для распевания:
«Лесенка», Е.Тиличеевой.
«Как пошли наши
подружки» рус.нар.песня
МДИ для детей старшего
возраста (Приложение)

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Закрепление пройденного
материала по предыдущим
темам, работа над знакомыми
уже песнями, ритмическая
минутка. В игровой форме дети
учатся слушать, различать и
исполнять звуки.
Познакомить детей с основными
видами музыки» песней, танцем,
маршем. Отдельно поговорить о
значении песни в жизни
человека. На примере
музыкальных фрагментов (песни,

«Лесенка», Е.Тиличеевой.
«Как пошли наши подружки»
р.н.песня Ритмическая минутка
«Пастушок»
МДИ для детей старшего
возраста (Приложение)

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

«Ласточка», Л. Батыркаева.
«марш деревянных солдатиков»,
П.И.Чайковского.
Полька, И.Штрауса.
«Пастушок», Рус.нар.песня.
«Лечебные травы»,

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Обобщающее занятие

октябрь

5

«Звучащий
музыки»
Дыхание

мир

6

«Музыкальные
звуки»

7

Дирижёрский жест
Участие в осеннем
празднике

8

«Слушаем, узнаем,
исполняем»
игротека

танца, марша) дети слушают и
Н.Караевой. МДИ для детей
определяют, какая музыка
старшего возраста (Приложение)
прозвучала, каковы ее
особенности
Модуль «Звучащий мир музыки»
Цель занятий: развить внимание
«Воробей
и
кошка»,
и воображение. Дети знакомятся П.И.Чайковский.
с понятием «звук», какие звуки
«Лечебные травы»,
бывают по высоте, характеру
Н.Караевой.
звучания. Сами озвучивают
Ритмическая минутка
«шумовые» звуки (звуки
«Чешская песенка» Игры: «Кто
природы, окружающего мира)
вдомике живет?», «Назови
Участвуют в ритмической
звук», «Угадай-ка». МДИ для
минутке. В работе над песней
детей старшего возраста
(Приложение)
особое внимание уделяется
напевному звучанию и внятному
произношению текста.
Дети знакомятся с видами
«Игры со звуками»В.Келлер.
музыкальных звуков
(инструментальными
и
вокальными), слушают, учатся
их различать и исполнять.
Приступают к разучиванию
новой песни, дают ей устную
характеристику.
Закрепление пройденного
материала по предыдущим
темам. В игровой форме дети
прислушиваются к «шумовым» и
«музыкальным» звукам, узнают
их и исполняют
(озвучивают) с движениями

Картушин
а М.Ю.
«Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

«Игры со
звуками»В.
Келлер.

Анализ
практической
работы
Анализ
практической
работы

«Осенью», П.И.Чайковский.
Пальчиковая гимнастика
«Овощи-фрукты»; Разучивание
песни: Г.Романовой. «Дождик»

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

«У кота-воркота»,
рус.нар.попевка.
Игры: «Чья
очередь?»,
«Музыкальный хоровод»,
«Слушай звуки».
«Дождик», Г.Романовой
Разучивание песни:
Н.Соломыкиной «Про Осень»

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

ноябрь

9

Концерт «Осень
золотая»

10

«Выразительные
средства музыки»

11

Основы
музыкальной
грамоты

Модуль «Веселые нотки»
Дети исполняют песни стихи
Репертуар по выбору
хороводы,
и читают на
руководителя
осеннюю тематику, вместе с
родителями участвуют в играх
ипраздничных развлечениях.
Дети знакомятся с
«Скок-поскок»,
понятиями: «мажор»,
рус.нар.попевка.
«минор»,«ритм», «темп»,
«Я иду с цветами»; Пение:
«динамика», которые составляют «Про осень», Н.Соломыкиной
общий характер музыки.
Ритмическая
Выполняют творческое задание:
минутка:
слушают музыкальную пьесу и с «Земляничка» В.Герчик Игры:
помощью
рисования
«Рисуем музыку»,
«изображают»(передают)
«Какую линию выбрать?»
характер музыки. Необходимо
направить действия детей на то,
как это можно сделать.
Дети знакомятся с понятием
Материалы сборника О.Кацер
«Игровая методика обучения детей
музыкальная грамота
пению»

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

О.Кацер
«Игровая
методика
обучения детей
пению»

Анализ
практической
работы

12

«Развиваем
ритмический и
мелодический
слух»

Дети знакомятся со
«звуками речи» и «вокальными
звуками», учатся различать их.
Исполняют знакомые стишки и
попевки, сопровождая хлопками,
затем обращают внимание на
мелодическую линию.

Речевые
игры, прибаутки.
«Тки, дочка»,
немец.нар.песенка.
Игры:
«Ладушки»,
«Тили-бом»,
«Считалочка»,
«Угадай
мелодию»,
«Как звучит».

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

13

«Веселые
нотки»

Дети узнают, что такое
«звукоряд», как возникли нотные

Распевание:
«Лесенка»

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая

Обобщающее занятие

Анализ
практической

знаки, как записываются и
называют,что такое
длительность.
Разучивают новую песню.

«Живые звуки»
игротека

15

«Тембр звука»

16

«Новогодний
карнавал»
подготовка к
новогоднему
утреннику,
праздничный
концерт.
«Вокальнопевческая
постановка
корпуса»

декабрь

14

17

Тиличеевой Е.
«К нам пришла зима»
Е.Лагутиной Игры:
«Матрешки», «Чудо- лесенка»,
«Автомобили».
Модуль « Живые звуки»
Закрепление пройденного ранее
«Гамма», попевка.
материала. В игровой форме
«Елочка-красавица»
разучивают и исполняют гамму с Е.Лагутиной
названием нот, учатся сочинять
Игры:
мелодию, записывают знаки на
«У каждой ступеньки свое
нотном стане, участвуют в
название»,
ритмической минутке.
«песенка бубенчиков»,
«Придумай нотам имена»
Занятия раскрывают детям
«Скок-поскок», рус.нар.песня.
понятие «тембр звука». На
Игры:
основе пройденного материала
«Слушай звуки»,
дети вспоминают, какие бывают «Кто поет?»,
звуки, чем отличаются, узнают,
«Звучащие инструменты»
что звуки имеют свою окраскуТот же
песенный
«тембр». Тембр звучания присущ репертуар.
как человеческому голосу, так и
музыкальным инструментам
Дети исполняют знакомые
«К нам пришла зима»
упражнения и песни в хороводе,
«Елочка-красавица»
с движениями, уверенно,
Е.Лагутиной
выразительно и артистично. В
Хоровод
«Как у дедушки
канун Нового года дети читают
Мороза»,
стихи, исполняют праздничные
песни
Обучение детей правильному
Распевание
положению тела, головы, рук и
«Скок-поскок», рус.нар.песня;
ног во время пения стоя и сидя.
разучивание песни
Усваивают материал с помощью «Петь приятно
и удобно»
образного рассказа и песни, с
Л.Абелян.

работа в
ДОУ»

работы

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

«Петь
приятно и
удобно»
Л.Абелян.

январь

которой знакомятся на занятии и
разучивают

Ритмическая минутка
«Похлопаем»,
Е.Д.Макшанцевой
«Петь приятно
и удобно»
Л.Абелян.
«Вокализ»,
упражнение для распевания.
Ритмическая минутка.

18

«Как беречь голос»

На занятии дети узнают, что
такое голос, как он возникает,
как беречь свой голос. Получают
домашнее
задание
на
закаливание горла. Усвоение и
закрепление материала через
песню.
Модуль «Рождественская сказка»

«Петь
приятно и
удобно»
Л.Абелян

Анализ
практической
работы

19

«Рождественская
сказка»

«Петь
приятно и
удобно»
Л.Абелян

Анализ
практической
работы

20

«Освоение
певческого
дыхания»

Занятие посвящено
празднованию Рождества
Христова, дети участвуют в
импровизированном спектакле,
разучивают и исполняют
народные попевки и хороводы,
игры.
Обучение детей основным
принципам дыхания, с помощью
специальных дыхательных
упражнений(по системе
А.Н.Стрельниковой, лечебная
дыхательная
гимнастика А.С.Галанова)

«Петь
приятно и
удобно»
Л.Абелян

Анализ
практической
работы

21

«Вдыхаем аромат
цветов»

«Петь
приятно и
удобно»
Л.Абелян

Анализ
практической
работы

Закрепление пройденного
материала. В игровой форме дети
выполняют знакомые и новые
дыхательные упражнения,
осваивают «полный» вдох.
В исполнении песен следят за
певческим дыханием.

Пение:
«Коляда»,
«Как на
тоненький ледок», «В канун
Рождества» Убанкина
Е.В. Игры:
«Пирог»,
«Золотые ворота»,
Дыхательная гимнастика:
«Мяч»,
«Насос»,
«Король
ветров»,
«Считалочка». Ритмическая
минутка
«Бьют барабаны».
«Петь приятно и удобно» «Я
красиво петь могу», Л.Абелян
Дыхательная гимнастика:
«Мяч»,
«Пастушок дудит
в
рожок»,«Аромат», «Я красиво
петь могу»,Л.Абелян
песенное творчество
«Что ты
хочешь,
кошечка?»

«Звукообразование
и звуковедение»
Участие в концерте
«День защитника
Отечества»

23

«Я красиво петь
могу» Игротека.

24

«Формирование
качества звука.
Интонация»

25

«Поем по руке»

февраль

22

М.Скребковой
Модуль «Я красиво петь могу»
На занятии дети учатся различать Дыхательная гимнастика.
правильное, красивое пение от
«Вокализ».
небрежного, фальшивого,
«Петь приятно
и удобно»
некрасивого. С помощью
«Песенка
про гласные»,
вокальных упражнений дети
Л.Абелян.«Бравые солдаты»
учатся правильно дышать,
А.Филиппенко
следить за положением рта и губ
во время исполнения.
Продолжение занятия на тему
Дыхательная гимнастика.
звуковедения. Дети во время
«Музыкальное эхо».
распевания и исполнения песен
«Песенка
про гласные»,
учатся следить за постановкой
Л.Абелян.
певческого корпуса, дыханием,
Игры: «Кого зовет
звуковедением.
музыка?»,«Дирижер».
«Бравые
солдаты»
А.Филиппенко
«Моя Россия»
Г.Струве
В игровой форме «вопрос-ответ» Дыхательная гимнастика.
дети развивают слух, интонацию, «Музыкальное эхо».
учатся петь характерным для
«Птичка-синичка»,
определенного
исполнения
«Баю-баю», рус. нар.песня.
звуком. Проявляют творчество в .
«Моя Россия» Г.Струве
пении, сочиняя ответ на
Разучивание: «Самая хорошая»
заданную мелодию, изменяют
В.Иванникова
ритмический рисунок, темп.

Дети учатся петь с дирижерским
жестом:
вступать вместе и заканчивать,
петь легато и стакатто, громко и

Распевание
«Пастушья песня»
франц.песенка,
«Часы»

«Петь
приятно и
удобно»
Л.Абелян

Анализ
практической
работы

«Петь
приятно и
удобно»
Л.Абелян

Анализ
практической
работы

«Петь
приятно и
удобно»
Л.Абелян

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Обобщающее занятие

Анализ
практической
работы

тихо «по руке» Творческое
домашнее задание: создать и
управлять импровизированным
ансамблем с родителями

«Хрустальные
звуки»

27

«Мамин праздник»

28

«Ансамбль»

март

26

«Во поле березка стояла»,
«Ходила младешенька по
борочку» в обработке
Н.РимскогоКорсакова
«Музыкальное эхо»
М.Андреевой
Модуль «Хрустальные звуки»
На занятии осуществляется
Дыхательная гимнастика.
работа над чистотой интонации,
Пение:
развитием музыкального слуха и «Музыкальное эхо».
голоса. Дети учатся петь
«Птичка-синичка».
знакомую мелодию песен на
Ритмическая минутка
слоги, закрытым звуком,
«Я иду с цветами»
«цепочкой».
«Самая
хорошая»
В.Иванникова
«Ласточка»
Л.Батыркаева
Занятие посвящено
«Самая
хорошая»
празднованию дня 8 марта. Дети В.Иванникова
поздравляют мам и бабушек,
«Ласточка» Л.Батыркаева
исполняют песни и стихи,
Сценка «Мы любим
участвуют в импровизированных маме помогать»,
сценках, в играх принимают
«Модница» Игры
участие родители вместе с
«Помощники»,
детьми.
«Кто быстрее» и т.д
Дети знакомятся с понятием
Дыхательная гимнастика:
«ансамбль» как группы
«Рожок», «Насос» Ритмическая
музыкантов и их
минутка
наименованиями,слушают
«Земляничка»
музыкальные фрагменты в
В.Герчик Распевание
исполнении вокальных и
«Цветики»
инструментальных ансамблей.
В.Карасевой Пение
Учатся петь дуэтом, трио,
«Ласточка» Л.Батыркаева
квартетом.
Песенное творчество:

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

апрель

29

«Дирижер»

30

«Веселый оркестр»

31

«Музыкальная
сказка»

32

«Народные
мотивы»

«Зайка, где бывал?» Г.Зингера
Дыхательная гимнастика:
«Мяч»,«Аромат»; Распевание
«Пастушья песня»
франц.песенка
«Ходила младешенька по
борочку» в обработке
Н.РимскогоКорсакова
Модуль «Народные мотивы»
Дирижерский жест на занятиях
«Звенящий треугольник»
применяется в игре на детских
Рустамова, «Смелый
музыкальных инструментах.
наездник» Р. Шумана
Задачи те же. Дети исполняют
«Старинная французская
знакомые песни, подыгрывая на
песенка»,
музыка
П.
муз.инструментах
Чайковского;
«Дождик», русская
народная попевка
На занятии дети учатся
Дыхательные упражнения
импровизировать на заданную
«Считалочка»,
тему, выбирают сказку и под
речевые упражнения;
музыку исполняют роль
Музыкальная импровизация,
соответствующего характера,
сочинение песенок
импровизируют в пении.
сказочных персонажей «Волк и
Осваивают сценическое
коза»
мастерство.
Дети знакомятся с русским
Для слушания
народным творчеством,
«Сидел Ваня», «Во горнице»
исполняют знакомые народные
Распевание
потешки и песни, в том числе
«Петушок» прибаутка Пение:
игры и упражнения. Осваивают
«Барашеньки»,
новые интонации, свойственные «Лиса по лесу ходила» рус.нар.
народной музыке, слушают
прибаутка.
песни в исполнении
Песенное творчество:
фольклорного ансамбля.
«Весной» Г.Зингер
Дети знакомятся с понятием
«дирижер», роли дирижера как
руководителя музыкальных
коллективов, выступают в роли
дирижеров.

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

май

33

«Детский
фольклор»

34

Лекарство от
зевоты

35

Концерт
«МЫ выпускники»

36

Диагностическое
обследование детей

Русские
народные
сказки:
«Репка»,
музыка П.
Голещанова,
вокальнотанцевальная игра для детей.
«Курочка
ряба»,
музыка М.
Магиденко, по
мотивам русской
народной
сказки;
музыкальное
«Теремок», музыка Т.
Попатенко
Модуль «Мы выпускники»
На занятии упражняются в
«Зарядка язычка»
чистом пропевании секунды,
«Ворон» сл. народные, модель
квинты;
Д. Огороднова
- поступенное движение вверх и
«Шаловливые сосульки»
вниз, развивать чувство ритма;
«Рычалка», «Лети, перышко!»
- подготавливать голосовой
«Котенок и шар», Собачки»
аппарат к пению песен.
«Лягушки», «Кукареша»

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Обобщающее занятие

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

Завершающее учебный год
мероприятие в форме концерта,
на котором дети исполняют
знакомые песни и другие
музыкальные номера. Участвуя в
творческом процессе, дети
учатся сценическому мастерству,
проявляют вокальные и
артистические способности.

Картушина
М.Ю. «Вок.хоровая
работа в
ДОУ»

Анализ
практической
работы

На занятии дети знакомятся с
детским фольклором на примере
народных сказок, песен и
потешек Принимают участие в
инсценировке сказок, проявляя
фантазию и творчество. Учатся
импровизировать в исполнении
песен и танцевальных движений.

Репертуар по выбору
музыкального
руководителя и детей

Диагностические
задания

1.4. Планируемые результаты
К концу освоения программы ребенок:
 приобретет опыт восприятия песен разного характера, проявляет
устойчивый интерес к вокальному искусству;
 овладеет вокальными навыками, поёт естественным голосом, без
напряжения, протяжно. Внятно произносит слова, понимая их
смысл, пропевает гласные в словах и правильно произносит
окончания слов. Умеет правильно передавать мелодию в
пределах своего диапазона, чисто интонирует. Может петь без
помощи руководителя;
 различает звуки по высоте, слышит движение мелодии,
постепенное и скачкообразное. Точно воспроизводит и передаёт
ритмический рисунок. Умеет контролировать слухом качество
пения, поёт в ансамбле с другими детьми, не отставая и не
опережая. Может петь без музыкального сопровождения;
 проявляет активность в песенном творчестве, старается петь
артистично,
перевоплощаясь
в
художественный
образ
произведения. Это проявляется в мимике лица, движениях рук и
корпуса. Практически использует полученные умения и навыки
при выступлениях на праздниках, концертах.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график
1. Режим образовательной деятельности: 2 раз в неделю.
2. Продолжительность учебного периода: 36 недель.
3. Срок реализации: с 1 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.
4. Возрастной состав обучающихся - 17 чел. в возрасте 5-7 лет.
2.2. Условия реализации Программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение программы:
Образовательная деятельность осуществляется в музыкальном зале,
оснащенном в соответствии с требованиями ФГОС ДО, санитарными
нормами и требованиями пожарной безопасности.
Для реализации Программы имеются следующие средства обучения:
Технические средства обучения
 Пианино
 Музыкальный центр, проектор
 Компьютер

 Мультимедийное оборудование
 Музыкальные инструменты
 Видео, фото материалы.





Учебно-наглядные пособия
Плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические
игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении
игре на детских музыкальных инструментах.
Комплексы дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Программы, сценарии концертов.
Сборники песен, попевок.
 Комплект наглядных пособий - М.Ю.Картушиной
 Картотека иллюстраций к музыкальным произведениям
 Портреты русских, советских и зарубежных композиторов
 Графические и ритмические схемы распевок и упражнений
 Музыкально-дидактические игры
 Нотное и ритмическое лото
 Фланелеграф
 Мольберт

Аудиоматериалы:
С.Железнов, Е.Железнова «Весёлые уроки», - М.Весть-ТДА 1999 г.;
Мастерская релаксации –СПб 2000 г.;
Солнышко – М.Весть-ТДА, 2001 г.;
П.И.Чайковский «Детский альбом» - М.Весть-ТДА 2005 г.;
Хоровая студия «Островок»;
Избранные классические произведения;
«Хи-хи-хи да Ха-ха-ха» Выпуск 1 , Невская нота,Санкт-Петербург
2009 г.;
8. Русская народная песня Невская нота, Санкт-Петербург 2009 г.;
9. Лучшие песни для детей -Русский стандарт, 2002 г;
10.Детские песни – Союзмультфильм. 2003 г.;
11.Музыка о природе – ДМИ , ТВИК.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

2.2.2. Информационно-методические обеспечение Программы:
Электронные образовательные ресурсы
1
2
3

https://www.maam.
ru/
http://dovosp.ru/
https://dohcolonoc.ru/

«Маам»
Журнал «Музыкальный руководитель»
«Дошколенок»

2.2.3. Кадровое обеспечение Программы
Программу реализует музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №55 Кругликова Н.А., имеющий: Свидетельство об
окончании музыкальной школы; Диплом по специальности "Хоровое
дирижирование"; Диплом бакалавра с отличием «Управление
дошкольным образованием», систематически проходит курсы
повышения квалификации.
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации:
- входная диагностика,
- промежуточная диагностика
Входная диагностика проводится перед началом обучения, позволяет
определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у
обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению
данной программы,
определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы,
первичные ЗУН.
Формы проведения – собеседование, педагогическое наблюдение за
выполнением детьми тестовых заданий.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого
учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по
изучаемой теме и на формирование практических умений.
Формы проведения: собеседование, выполнение тестовых заданий,
практические работы, проекты, педагогическое наблюдение и др.
Промежуточная диагностика проводится по завершению Программы с
целью определения уровня ее освоения.
Формы проведения: педагогическое наблюдение за выполнением детьми.
Учет ведется в утвержденных формах (картах, бланках) диагностического
инструментария.

2.4. Оценочные материалы
В процессе освоения Дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Вокально-хоровая студия «Домисолька»
педагог контролирует качество полученных знаний, умений и навыков в
соответствии с определёнными критериями показателей, а также
осуществляет оперативное управление учебным процессом, обеспечивает
выполнение обучающей, проверочной, воспитательной и корректирующей
функций.
Фонд оценочных средств в приложении №1
2.5. Методические материалы
Формы организации работы вокального кружка: занятие, занятие –
постановка, репетиция, беседы, творческое задание, игры, концерты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое
предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе
индивидуального подхода к ребенку. Формы занятий: индивидуальные и
групповые, теоретические и практические.
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности:
игровая,
коммуникативная,
музыкально-художественная,
непосредственно-пение,
познавательная деятельность.
В ходе теоретических занятий излагаются теоретические сведения,
которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами,
наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов и родителей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
конкурсов, фестивалей.
Используемые методы, подходы и приемы обучения:
 метод импровизации сценического движения – это один из основных
производных Программы. Требования времени – умение держаться и
двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения,
раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам
предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации,
движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару.
Использование данного метода позволяет поднять исполнительское

мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не
только за голосом, но и телом;
 творческий метод: используется в данной программе, как важнейший
художественно – педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее
каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех
формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в
сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической
театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и
члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность,
индивидуальность,
инициативность,
индивидуальные
склонности,
особенности мышления и фантазии;
 словесный (художественное слово, беседа, объяснения, вопросы,
указания, образные сюжетные рассказы);

наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация,
зрительные ориентиры);

наглядно практический (повторение упражнений, проведение в игровой
форме);
Приемы работы:

сольное и ансамблевое пение,

слушание различных интерпретаций исполнения,

добавление элементов импровизации,

движения под музыку,

элементы театрализации.
Программно-методическое обеспечение работы:
1. Музыкально-дидактические и коммуникативные игры. (Приложение 2)
2. Артикуляционные, дыхательные, интонационно-фонетические упражнения.
(Приложение 3)
3. Скороговорки, чистоговорки. (Приложение 4)
4. Упражнения для распевания. (Приложение 5)
5. Песни и попевки для детей 5-7лет. (Приложение 6)
3. Список литературы
1.
Программа «Ладушки» М.Каплунова и М.Новоскольцева-Издательство
2.
«Композитор Санкт-Петербург 2011 г.»;
3.
Вокально-хоровая
работа
в
детском
саду М.Ю.Картушина
ООО Издательство Москва «Скрипторий 2003» 2012 г.;
4.
Хоровое сольфеджио Г.Струве 1 часть для дошкольников и младших
школьников Издательство ЦСДК г. Москва 2006 г.;
5.
Хоровое пение в детском саду. В.А.Шереметьев Издатель Т.Лурье
Челябинск, 2001 г.;
6.
Музыка-детям Н.А.Метлов Москва , Просвещение,1985 г.;
7.
Логопедические распевки Т.С. Овчинникова – СПб, Каро, 2006 г.;

8.
Фонопедический метод развития голоса, 1 уровень В.В.Емельнов:
Развивающие голосовые игры.-СПб, 1999 г.;
9.
Музыкальное воспитание дошкольников. О.П.Радынова, А.И.Катинене.
А.И. Палавандишвили. Москва.Просвещение: Владос, 1994 г.
10. Учите детей петь Т.М.Орлова, С.И. Бекина М.Просвещение1897 г.
Нотные сборники
1. О.А.Девочкина «Пой вместе со мной»- М.Аркти 2002;
2. Е.Железнова «Азбука-потешка» - М.Гном и Д,2001;
3. Т.М.орлова, С.И.Бекина «Учите детей петь» М.Просвещение , 19861987; 4.
М. Картушина «Вокально-хоровая работа в д/с» М.»Скрипторий 2003г;
4. Хоровое сольфеджио Г.Струве – Издательство ЦСДК М. 2006;
5. Ж.Л.Металлиди «Сочиняем и поём» М., СПб 1992г;
6. М.А.Матвеев «Рюкзачок» Сов. Композитор, 1989г;
7. Праздник каждый
день М
Картушина и
М.Новоскольцева
Санктпетербург 2011г.

Приложение №1
Фонд оценочных средств
С целью выявления уровня освоения программы осуществляется в конце
учебного года промежуточная диагностика. Кроме того, проводится входная
диагностика перед изучением курса с целью выявления уровня подготовки,
желания обучаться по данной дополнительной программе.
Вопросы для входной диагностики по дополнительной общеразвивающей
программе художественной направленности «Вокально-хоровая студия
«Домисолька»
Цель – выявления уровня подготовки к освоению Программы, интереса к ней.
1. Ты любишь музыку?
2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или
дома?
4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и
радио?
7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
10.Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
На основании анализа полученных от детей ответов и выполнения
упражнений делается вывод об уровне готовности ребенка к освоению
Программы:
1) ребенок уверенно поет и отвечает на вопросы педагога, проявляет интерес к
пению и желание учиться - высокий уровень готовности к обучению по
Программе;
2) ребенок затрудняется петь и отвечать даже после наводящих вопросов
педагога, теряется, не испытывает интереса к пению, не имеет желания учиться –
низкий уровень готовности к обучению по Программе.
Выявление уровня готовности ребенка к освоению Программы необходимо
педагогу для выстраивания индивидуальной траектории обучения ребенка

Задания для промежуточной диагностики по дополнительной
общеразвивающей программе художественной направленности вокальнохоровая студия «Домисолька»
Задание №1.
Цель: выявить уровень освоения вокальных навыков пение естественным голосом,
без напряжения, протяжно; внятно произносить слова, понимая их смысл,
пропевать гласные в словах и правильно произносить окончания слов; умения
правильно передавать мелодию в пределах своего диапазона, чисто интонировать;
умения петь в ансамбле, сольно, с музыкальным сопровождением и без него;
выявить уровень развития интереса к вокальному искусству.
Методика проведения:
Предложить детям исполнить знакомые песни (варианты песен: «В траве сидел
кузнечик», «Два кота», «Я на солнышке лежу», «В лесу родилась елочка» и др.),
вместе с педагогом, хором, вольно с музыкальным сопровождением и без него.
При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала
оценок:
3 балла – ребенок выполнил все задания без ошибок, проявив интерес к
вокальному искусству
2 балла – ребенок выполнил все задания, сделав 2-3 ошибки, проявив интерес к
вокальному искусству
1 балл – ребенок выполнил задания, сделав более 3-х ошибок, не проявляя интересе
к вокальному искусству.
Задание №2.
Цель: выявить уровень умения различать звуки по высоте
Методика проведения:
Предложить детям повторять на слоги «ле», «ля», «ма» и др. небольшие
мелодические обороты, сыгранные педагогом на фортепиано; выполнить
артикуляционные упражнения «Язычок», «Футбол», «Хомяки», логопедическую
распевку «Потешка».
При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала
оценок:
3 балла – ребенок выполнил все задания без ошибок
2 балла – ребенок выполнил все задания, сделав 2-3 ошибки
1 балл – ребенок выполнил задания, сделав более 3-х ошибок
Задание №3.
Цель: выявить уровень умения слышать движение мелодии, точно воспроизводить
ритмический рисунок
Методика проведения:

Предложить детям двигаться соответственно музыкальному фрагменту («Веселые
ножки» р.н. мелодия, «Марш» Е. Тиличеевой). Оценивается способность ребенка
вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.
При обработке результатов выполнения заданий применяется трехбалльная шкала
оценок:
3 балла – ребенок выполнил все задания без ошибок
2 балла – ребенок выполнил все задания, сделав 2-3 ошибки
1 балл – ребенок выполнил задания, сделав более 3-х ошибок

Занание 3

Фамилия,
имя ребенка

Занание 2

№

Занание 1

Результаты промежуточной диагностики вносятся в таблицу 1

Суммарный
балл

Таб.1
Уровень

1
2
3
Суммарное количество набранных ребенком баллов позволяет сделать вывод об
уровне освоения Программы:
1) от 7 до 9 баллов - высокий уровень (ребенок имеет устойчивый сольный и
хоровой певческий навык; умеет «по ролям» исполнять разученные распевки,
песни; различает звуки по высоте; умеет слышать движение мелодии и точно
воспроизводить ритмический рисунок; проявляет большой интерес к вокальному
искусству);
2) от 4 до 6 баллов - средний уровень (певческий навык сольный и хоровой
имеется, но ребенок интонирует неточно, не всегда внятно пропевает слова, не
всегда правильно передает мелодию в пределах своего диапазона и воспроизводит
ритмический рисунок; проявляет интерес к вокальному искусству);
3) до 3 баллов - низкий уровень (певческий навык сольный и хоровой слабый,
ребенок невнятно пропевает слова, неправильно воспроизводит ритмический
рисунок, интерес к вокальному искусству слабый).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».