Логоритмика в детском саду

1

Содержание:
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка………… ………………….………3
1.2. Цель и задачи программы……….………………………….13
1.3. Содержание программы……………………………….……14
1.4. Планируемые результаты…………………………………..22
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы…………………………...23
2.2. Оценочные материалы……………………………………...25
3. Список литературы……………………………..……..…….28
Приложение (Календарное планирование занятий)……….....30

2

I. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы: социально
педагогическая.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями
И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение
упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование
движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза,
«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного
ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или
мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на
становление речевых механизмов.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по
развитию речи у дошкольников открывает дополнительные возможности для
успешного их развития и обучения.
Программа ориентирована в первую очередь на работу с детьми
дошкольного возраста 5-7 лет, независимо от наличия у них специальных
физических данных.
Актуальность Программы
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у
детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества
детей, имеющих нарушения речи.
Наблюдая за детьми, становится очевидным, что помимо речевых
расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового
восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение
скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического
мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети
физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным
заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
3

Для
некоторых
дошкольников
характерны
недостаточная
сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная
неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения
ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены
двигательная память и внимание.
Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают задач по
развитию психомоторики детей. Наиболее эффективным средством развития
психической и моторной сферы детей дошкольного возраста являются занятия
логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова,
музыки и движения.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий,
на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и
параллельно нормализуют неречевую симптоматику.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение,
способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации
коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его
концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную,
слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на
различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А.
Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
Программа
составлена
на
основе
исследований
педагогов
М.Ю.Картушиной, Г. А. Волковой, В. А. Гринер, А.Е.Вороновой, занимающихся
вопросами дошкольной логоритмики.
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых
документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных
образовательных организаций:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013г.№ 1155);

4

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09–3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ»;
- Письмо Минобразования и науки РФ №06-1844 от 11.12.2006 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобразования и науки РФ № 65/23-16 от 14.03. 2000 г. «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706.
Отличительной особенностью данной Программы в свете ее
коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной
деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки,
движения,
речи; использование
нетрадиционных
видов
упражнений
(игропластики,
пальчиковой
гимнастики,
игрового
самомассажа…),
информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций,
использование Интернет-ресурсов), которые позволяют оптимизировать
коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым
повысить его результативность.
Реализация данной программы позволит детям в комплексе развивать речь,
нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную
сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем
социализироваться в школе.
Адресат Программы: дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Наполняемость группы до 15 человек.
Особенности возрастных групп детей, которым адресована Программа
Остановимся на особенностях развития ритма и речи, которая лежит в
основе речевого самовыражения.
К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием,
фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого
5

высказывания и певческой выразительности. Именно в этом возрасте ребенок
переходит от пения «своих мелодий», к пению песен, предложенных педагогом.
К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться
способность к звуковому анализу и синтезу. В пении ребенок начинает различать
темп, динами, ритм. К условиям формирования нормальной речи относятся
наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого
общения взрослых с ребенком.
В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период
дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона
речи и пения, одновременно развивается его речевой и вокальный слух —
ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма. Развитие речи и
речевое общение дошкольников в детском саду должно осуществляться во всех
видах деятельности, в том числе и музыкальных, в разных формах, как на
специальных речевых занятиях, так и вне занятий.
Рассмотрим возрастные особенности психического, физического и
речевого развития детей, которые определяют способы самовыражения ребенка.
Дети от пяти до шести лет (старший дошкольный возраст) уже могут
распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по
содержанию, и интонационно избранной роли. Речь, сопровождающая реальные
отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными,
чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором
выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх
становятся разнообразными.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории,
придуманные образы нередко дети принимают за действительность.
Совершенствуется звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить
шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются интонационная
выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети
используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Дети
могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и
детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в
игровой деятельности; структурированием игрового пространства; применением в
6

конструировании обобщенного способа обследования образца. Продолжает
развиваться речь как средство общения. В повседневной жизни, в играх
формируются формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения,
извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Дети учатся решать спорные
вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать,
объяснять.
Продолжает развиваться фонематический слухи и определяется место звука
в слове (начало, середина, конец). Дети чувствуют фразировку в песне.
Отрабатывается интонационная выразительность пения и речи.
Развивается умение связно, последовательно и выразительно пересказывать
небольшие сказки. Развивается умение составлять рассказы о событиях из
личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам.
Формируется умение составлять небольшие рассказы творческого характера на
тему, предложенную воспитателем.
К концу года дети приобретают умения объяснять правила игры;
аргументировано оценивать ответ, высказывание сверстника; самостоятельно
составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной
картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без
существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Самовыражение в данном возрасте приобретает новые качественные
характеристики, ребенок выразить возникающие образы различными способами,
в движении, в чувствах и эмоция, в образах и знаках. Ребенок старшего
дошкольного возраста входит в стадию импровизационно-действенного
самовыражения.
Дети седьмого года жизни (подготовительная группа) начинают осваивать
сложные взаимодействия людей в сюжетно-ролевых играх, отражающих
характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение
ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл,
который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В
нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою
сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по
всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в
нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой
части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но в
значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
7

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со
старшей группой. Это можно объяснить развитием логического мышления,
массовой информацией, приводящими детские образы к стереотипу.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе. Однако образное мышление преобладает у детей
данного возраста. Важно приучать детей проявлять инициативу и
любознательность с целью получения новых знаний. Опираясь на опыт детей и
учитывая их предпочтения, необходимо подбирать наглядные материалы для
самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных
впечатлений.
Дети продолжают содержательно, эмоционально рассказывать об
интересных фактах и событиях, о поучительных случаях из своего детства и
выдуманных историй. Совершенствуется речь как средство общения. Дети
приучаются к самостоятельности ответов и суждений, осваивают формулы
словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение,
неодобрение).
Совершенствуется умение различать на слух и в произношении все звуки
родного языка. Отрабатывается дикция: дети внятно и отчетливо произносят
слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствуется
фонематический слух: дети называют слова с определенным звуком, находят
слова с этим звуком в предложении, определяют место звука в слове.
Вырабатывается навык осознанного и уместного употребления слов в
соответствии с контекстом высказывания.
Дети продолжают упражняться в согласовании слов в предложении.
Совершенствуется умение образовывать по образцу однокоренные слова.
Формируется элементарное представление о предложениях, их структуре.
Дети могут правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать
языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если,
если бы, всегда, например). Совершенствуется диалогическая и монологическая
формы речи. У детей продолжает формироваться умение вести
координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, быть
внимательными и корректными собеседниками.
Развивается умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжает
совершенствоваться умение сочинять короткие сказки на заданную тему и
простые небылицы и загадки.
К концу года дети могут: участвовать в коллективном разговоре: задавать
вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично,
8

понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;
пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете: по сюжетной
картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Самовыражение ребенка в старшем дошкольном возрасте остается
природосообразным, поскольку ребенок еще находится в приближенных к
домашним благоприятных условиях, однако новым приобретением становится
активно развивающийся познавательный и интерес и стремление к осмыслению
своей самостоятельной деятельности. У ребенка данного возраста завершается
формирование импровизационно-образного самовыражения и начинает
закладываться импровизационно-логическое самовыражение, которое, при
благоприятных обстоятельствах, может формироваться в условиях начальной
школы.
Основываясь на изложенных положениях можно сделать выводы.
1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития основ двигательной,
певческой и речевой активности. Активность детей обеспечивается
самовыражением личности в процессе различных видов деятельности, в процессе
комплексных занятиях по музыке, ритмике и логоритмике.
2. Каждый ребенок проходит стадии самовыражения: старший дошкольник
входит в стадию импровизационно-действенного самовыражения, у детей
подготовительной
группы
активизируется
импровизационно-образное
самовыражение.
3. В специально организованных педагогических условиях у детей развивается
«чувство языка», «чувство музыки», «чувство движения». У ребенка может
создаваться образ движения, образ темпа и ритма, образ ритмоформы, вхождение
в которые позволяет ему самореализоваться в разных направлениях и видах
деятельности.
4. Работа со звучащим словом вызывает у ребенка желание экспериментировать,
самостоятельно ориентироваться в речи, музыке, пении, движении, а это
позволяет ему находить смысл увиденному и услышанному, создавать их образ и
вырабатывать способы выражения себя в слове, в пении, движении.
Объем Программы 92 часа.
Срок освоения 2 года
Начало занятий ежегодно с 1 октября, окончание учебного процесса 31 мая.
При распределении разделов программы учитывались основные принципы
дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и
психологические особенности детей. Занятия проводятся в музыкальном зале.
Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.
9

46

4-15 детей

30 минут

1-2

6

46

Кол-во занятий
в год

6

Кол-во занятий
в месяц

Продолжительность
занятия в день

1-2

Кол-во занятий
в неделю

Наполняемость
группы

25 минут

Первый год
обучения
(5-6 лет)

Возрастная
категория

4-15 детей

Второй год
обучения
(6-7 лет)

Социально – педагогическая

Направленность
объединения

Режим занятий: Занятия проводятся 6 раз в месяц, первый год обучения
продолжительность - 25 минут, второй год обучения –30 минут.

Уровень Программы: 1-ый год обучения - стартовый уровень.
2 - ий год обучения – базовый уровень.
Форма обучения: очная.
Наполняемость группы от 4 до 15 детей.
Виды занятий: практические занятия, открытые занятия.
Форма подведения результатов: открытые занятия, творческий отчет.
Промежуточная аттестация воспитанников проводится 2 раз в год (в декабре и в
мае) в форме открытого занятия для родителей.
10

Для определения результативности освоения программы разработаны следующие
формы:






журнал посещаемости;
анкетирование родителей;
фото и видеосъемка;
отзывы детей и родителей.
карта диагностики уровня развития

Объем
программы

Форма
обучения

Состав групп

92 часа

Очная

Постоянный,
сформирован в
группы обучающихся
одного возраста

Число
участников
групп
4-15 детей в
каждой группе

Алгоритм учебного занятия.
В структуру занятия входят три части: вводная, основная и заключительная.
Продолжительность занятия может длиться от 25 до 30 минут в зависимости от
возраста детей.
1. Вводная часть составляет примерно 10 % от времени всего занятия.
Предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего
занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки —
подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке.
Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку;
ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с
изменением направления с перестроениями, а также со сменой видов движений.
2. Основная часть составляет 70 – 80 % времени занятия.
В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа
коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных,
двигательных и речевых упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
11

– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
3.

Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10 – 15

%).

Очно

Наглядные:
1) нагляднозрительные: показ
образца движений,
кинофильма, картин;
2) тактильномышечные:
включение различных
пособий в двигательную деятельность
(дуги –воротца).
Словесные:
1) краткое описание и

Группо Практиче
вая
ские
занятия,
просмотр
видеоматериал
ов,
концерты,
праздник
и

12

Педагогические
технологии

Формы
организации
учебного занятия

Формы организации
образовательного
процесса

Особенности
организации
образовательного
процесса
Методы
обучения и
воспитания

Заканчивается
любое
логоритмическое
занятие,
как
правило,
упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами
спокойной ходьбы и легкого бега. Проводится подведение итогов занятия. Дети,
отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия,
закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или
информации об окружающем мире. В заключении педагог дает оценку работы
детей на занятии.

Здоровьесберегающ
ие технологии
(самомассаж,
упражнения на
развитие общей
моторики
(динамические
упражнения на
регуляцию
мышечного тонуса,
ходьба и
ориентирование в
пространстве);

объяснение;
2) пояснение;
3) указание;
4) беседа;
5) вопросы;
6) команды,
распоряжения и
сигналы;
7) образный
сюжетный рассказ;
8) словесная
инструкция.
Практические:
1) игровой;
2) соревновательный
метод.

артикуляционной,
пальчиковой
моторики,
ритмическая и
дыхательная
гимнастика,
фонопедические и
оздоровитель-ные
упражнения для
горла); технология
игровой
деятельности
(речевые,
подвижные,
пальчиковые,
ритмические,
коммуникативные
игры);
музицирование на
музыкальных
инструментах,
пение.
Развитие внимания,
«Гимнастика
мозга», гимнастика
для глаз,
Монтессори-технология работы в
круге, технология
презентаций,
технология
речедвигательной
ритмики и
фонетической
ритмики
(произношение
гласных звуков);
моделирование.

Метод поисковых
ситуаций (побуждение
детей к творческой и
практической
деятельности);
упражнения;
мотивация.

13

1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы – организация развивающего пространства в условиях
ДОУ, обеспечивающего речевое развитие путем развития двигательной сферы
ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических
занятий.
Задачи:
Развивающие:
- развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
- развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание,
включая смену движений;
- развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
- развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
- развивать мелкую моторику, точность движений.
Образовательные:
- формировать правильную артикуляцию звуков;
- учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно
со звучанием музыки;
- формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве,
имитационные движения.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- развивать творчество и инициативу.
1.3. Содержание Программы
Учебный (тематический) план
Первый год обучения
№
п/п
1

Название раздела, темы

2

Вводное занятие.
Знакомство с правилами,
атрибутами, элементами
Логопедическая гимнастика

3

Пальчиковая гимнастика

Количество часов
Формы
всего теория практика аттестации/контроля
1
1
Начальная
диагностика уровня
подготовки
5
1
4
Практическое
выполнение
5
1
4
Практическое
выполнение
14

4

Чистоговорки

5

1

4

5

Упражнения на развитие общей
моторики,
мышечно-двигательный
и
координационный тренинг
Фонопедические упражнения

6

2

4

3

1

2

Вокально-артикуляционные
упражнения
Песни
и
стихи,
сопровождаемые движениями
рук
Музыкальные игры
Мело- и ритмодекламация

2

1

1

5

1

4

3
3

1
1

2
2

Упражнения
для
развития
мимических
мышц,
эмоциональной
сферы,
воображения и ассоциативнообразного мышления
Коммуникативные
игры
и
танцы
Упражнения на релаксацию

2

-

2

4

1

3

Открытый показ

1

-

2

Практическое
выполнение

Итого

46

11

35

6
7
8

9
10
11

12
13

Выполнение
упражнений
Практическое
выполнение

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Открытый показ
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство, показ и название атрибутов, построения, движений, техника
безопасности.
Практика: Выполнение упражнений элементарных движений, фиксация уровня
выполнения.
2. Логопедическая гимнастика
Теория: Знакомство с видами упражнений, техникой выполнения, показ и
разучивание комплексов упражнений, просмотр видео (артикуляционные сказки)
Практика: Выполнение упражнений для укрепления мышц органов
артикуляционного аппарата (статические и динамические упражнения,
традиционные способы).
15

3. Пальчиковая гимнастика
Теория: Закрепление названия пальцев, показ и разучивание комплексов
традиционных упражнений.
Практика: Выполнение упражнений на координацию движений в мелких
мышечных группах пальцев рук и кистей, выработка умения быстро реагировать
на смену движений.
4. Чистоговорки
Теория: Знакомство с чистоговорками, правилами рифмования.
Практика: Рифмование, проговаривание, договаривание и придумывание
чистоговорок. Быстрое и многократное повторение слов, трудных для правильной
артикуляции с целью автоматизации и дифференциации звуков.
5. Упражнения на развитие общей моторики, мышечно-двигательный и
координационный тренинг
Теория: Знакомство с названиями упражнений, техникой выполнения,
терминологией. Знакомство с правилами игр, атрибутами, изучение сюжета,
развитие динамического параметра движений.
Практика: Строевые упражнения, образно – двигательные упражнения.
Общеразвивающие упражнения с предметом (погремушки, флажки, платочки).
Общеразвивающие упражнения без предмета.
6. Фонопедические упражнения
Теория: Знакомство с упражнениями для укрепления гортани и привития
навыков речевого дыхания; знакомство с правилами их выполнения.
Практика: Выполнение упражнений на развитие носового диафрагмального
дыхания, стимулирование гортанно – глоточного аппарата, стимулирование
деятельности головного мозга.
7. Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных
и дыхания
Теория: Знакомство с приемами звукоизвлечения; упражнениями для развития
речевого (певческого) диапазона, с вокально-артикуляционными упражнениями,
дыхательными упражнениями.

16

Практика: Выполнение дыхательных упражнений (в том числе дыхательных
упражнений по системе А. Стрельниковой), упражнений по звукоизвлечению,
вокально–артикуляционных упражнений.
8. Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук
Теория: Знакомство с правилами разучивания песен и стихов, сопровождаемых
движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха
и речевой памяти, координационного тренинга
Практика: Разучивание песен и проговаривание стихов, сопровождаемых
движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха
и речевой памяти, координационного тренинга.
9. Музыкальные игры, способствующие развитию речи
Теория: Знакомство с музыкальными играми, способствующими развитию речи,
внимания, умению ориентироваться в пространстве.
Практика: Практическое овладение детьми двигательными и интеллектуальными
умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества,
эффективного взаимодействия в играх с музыкальным сопровождением.
Узнавание и различение характера музыки, отдельных выразительных средств.
Согласование движения с началом и окончанием музыки, умение ощущать
фразировку, такты, метроритм, интонацию.
10. Мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения
Теория: Знакомство с приемами мело- и ритмодекламации
Практика: Проговаривание или пропевание текстов на фоне ритмического
сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.),
шумовых инструментов, звучания мелодии, может с сопровождением различными
движениями.
11. Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы,
воображения и ассоциативно-образного мышления
Теория: Знакомство с видами эмоций, обсуждение эмоций.
Практика: Выбор детьми нужной эмоции, практическое изображение эмоций
при помощи мимики и жестов, рисование эмоций, подбор синонимов к эмоции,
разыгрывание этюдов с разными психологическими ситуациями.
12. Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных
средств общения, позитивного самоощущения
Теория: Знакомство с фольклором разных народов, знакомство с движениями
коммуникативных танцев-игр, включающие элементы невербального общения,
смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет).
17

Практика: Разучивание (выполнение движений) коммуникативных танцев – игр,
развитие музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в
пространстве и т. д. Открытый показ для родителей и детей детского сада.
13. Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения
Теория: Знакомство с понятием «релаксация». Знакомство с техниками
визуализации, напряжения - расслабления.
Практика: Выполнение упражнений на расслабление мышц лица, шеи, рук, ног,
всего организма, воздействие на биологически активные точки, дыхательные
упражнения для снятия повышенной возбудимости. Выполнение упражнений,
способствующих развитию умения управлять своим поведением.
Участие в играх для расслабления, играх с чередованием ритмичного дыхания и
дыхания с задержкой; играх с прищепками, играх- «усыплялках», колыбельных.
Второй год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
теория практика аттестации/контроля
1
Начальная
диагностика уровня
подготовки
3
Практическое
выполнение
1
3
Практическое
выполнение
1
4
Выполнение
упражнений
2
4
Практическое
выполнение

всего
1

2

Вводное занятие.
Знакомство с правилами,
атрибутами, элементами
Логопедическая гимнастика

3

Пальчиковая гимнастика

4

4

Чистоговорки

5

5

Упражнения на развитие общей
моторики,
мышечно-двигательный
и
координационный тренинг
Фонопедические упражнения

6

3

1

2

2

1

1

5

1

4

9
10

Вокально-артикуляционные
упражнения
Песни
и
стихи,
сопровождаемые движениями
рук
Музыкальные игры
Мело- и ритмодекламация

4
4

1
1

2
3

11

Упражнения

2

-

2

1

6
7
8

для

развития

3

18

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Открытый показ
Практическое
выполнение
Практическое

12
13

мимических
мышц,
эмоциональной
сферы,
воображения и ассоциативнообразного мышления
Коммуникативные
игры
и
танцы
Упражнения на релаксацию
Итого

выполнение

5

1

4

Открытый показ

1

-

1

Практическое
выполнение

46

11

35

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство, показ и название атрибутов, построения, движений, техника
безопасности.
Практика: Выполнение упражнений элементарных движений, фиксация уровня
выполнения.
2. Логопедическая гимнастика
Теория: Знакомство с новыми комплексами упражнений, с нетрадиционной
техникой выполнения, просмотр видео (артикуляционные сказки)
Практика: Выполнение упражнений для укрепления мышц органов
артикуляционного аппарата (статические и динамические упражнения,
традиционные и нетрадиционные способы).
3. Пальчиковая гимнастика
Теория: Закрепление названия пальцев, показ и разучивание комплексов
упражнений, традиционных и нетрадиционных («Гимнастика мозга»).
Практика: Выполнение упражнений на координацию движений в мелких
мышечных группах пальцев рук и кистей, выработка умения быстро реагировать
на смену движений.
4. Чистоговорки
Теория: Знакомство с чистоговорками, правилами рифмования.
Практика: Рифмование, проговаривание, договаривание и придумывание
чистоговорок. Быстрое и многократное повторение слов, трудных для правильной
артикуляции с целью автоматизации и дифференциации звуков.
19

5. Упражнения на развитие общей моторики, мышечно-двигательный и
координационный тренинг
Теория: Знакомство с названиями упражнений, техникой выполнения,
терминологией. Знакомство с правилами игр, атрибутами, изучение сюжета,
развитие динамического параметра движений.
Практика: Строевые упражнения, образно – двигательные упражнения.
Общеразвивающие упражнения с предметом (погремушки, флажки, платочки).
Общеразвивающие упражнения без предмета.
6. Фонопедические упражнения
Теория: Знакомство с упражнениями для укрепления гортани и привития
навыков речевого дыхания; знакомство с правилами их выполнения.
Практика: Выполнение упражнений на развитие носового диафрагмального
дыхания, стимулирование гортанно – глоточного аппарата, стимулирование
деятельности головного мозга.
7. Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных
и дыхания
Теория: Знакомство с приемами звукоизвлечения; упражнениями для развития
речевого (певческого) диапазона, с вокально-артикуляционными упражнениями,
дыхательными упражнениями.
Практика: Выполнение дыхательных упражнений (в том числе дыхательных
упражнений по системе А. Стрельниковой), упражнений по звукоизвлечению,
вокально–артикуляционных упражнений.
8. Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук
Теория: Повторение правил разучивания песен и стихов, сопровождаемых
движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха
и речевой памяти, координационного тренинга
Практика: Разучивание песен и проговаривание стихов, сопровождаемых
движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха
и речевой памяти, координационного тренинга.
9. Музыкальные игры, способствующие развитию речи
Теория: Знакомство с новыми музыкальными играми, способствующими
развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.
20

Практика: Практическое овладение детьми двигательными и интеллектуальными
умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества,
эффективного взаимодействия в играх с музыкальным сопровождением.
Узнавание и различение характера музыки, отдельных выразительных средств.
Согласование движения с началом и окончанием музыки, умение ощущать
фразировку, такты, метроритм, интонацию.
10. Мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения
Теория: Знакомство с приемами мело- и ритмодекламации
Практика: Проговаривание или пропевание текстов на фоне ритмического
сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.),
шумовых инструментов, звучания мелодии, может с сопровождением различными
движениями.
11. Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы,
воображения и ассоциативно-образного мышления
Теория: Ровторить названия и характеристики эмоций, обсуждение эмоций.
Практика: Выбор нужной эмоции, практическое изображение эмоций при
помощи мимики и жестов, рисование эмоций, подбор синонимов к эмоции,
разыгрывание этюдов с разными психологическими ситуациями.
12. Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных
средств общения, позитивного самоощущения
Теория: Продолжать знакомство с фольклором разных народов, знакомство с
движениями коммуникативных танцев-игр, включающие элементы невербального
общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет).
Практика: Разучивание (выполнение движений) коммуникативных танцев – игр,
развитие музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в
пространстве и т. д. Открытый показ для родителей и детей детского сада.
13. Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения
Теория: Повторение техник визуализации, напряжения - расслабления.
Практика: Выполнение упражнений на расслабление мышц лица, шеи, рук, ног,
всего организма, воздействие на биологически активные точки, дыхательные
упражнения для снятия повышенной возбудимости. Выполнение упражнений,
способствующих развитию умения управлять своим поведением.
Участие в играх для расслабления, играх с чередованием ритмичного дыхания и
дыхания с задержкой; играх с прищепками, играх- «усыплялках», колыбельных.
Календарно-учебный график
21

Количество учебных недель в году – 36.
Количество часов в году – 46.
Начало занятий – 1 октября.
Окончание занятий 31 мая.
Общий курс программы 92 часа.
1.4. Планируемые результаты
Знания и умения, которые должен приобрести обучающийся
в процессе освоения Программы
















Личностные результаты:
Осознание роли языка и речи в жизни людей;
Воспитание бережного отношения к природе, животным;
Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и
традициям народов России, родного края, труду людей;
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия для выполнения задания;
сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Познавательные УУД:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку
действия;
Коммуникативные УУД:
осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками
самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку
зрения.
Предметнык результаты:
Сформированность у детей знаний по лексическим темам, расширение
словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно
составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать
необычные окончания знакомых сказок, песен.

22

 Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
(Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии
со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).
 Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
 Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж
лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
 Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания,
умения правильно брать дыхание во время пения.
 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении.
 Способность координировать движения в мелких мышечных группах
пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
 Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания,
памяти.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для
постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся
динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия.
В музыкальном зале созданы условия для нормального психосоциального
развития детей:
 спокойная и доброжелательная обстановка,
 внимание к эмоциональным потребностям детей,
 созданы условия для развития и обучения.
Материально-техническое обеспечение Программы
Технические средства:
Мультимедийный проектор – 1 шт.
Стационарный экран – 1 шт.
Ноутбук – 1 шт.
Аудиосистема – 1 шт.
Методическая литература:
23

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. —
М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. —
М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995.
4. Бондаренко И.В., «Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет», М.:
Айрис-пресс, 2009.
5. Замятина Т.А., Стрепетова Л.В. «Музыкальная ритмика», М.: Издательство
«Глобус», 2009.
6. Рымчук Н. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные
пальчиковые игры. Раннее развитие малыша», Ростов н/Д: Владис: М.:
РИПОЛ классик, 2008.
7. Фонопедический метод развития голоса/методическое пособие для учителей
музыки) В.В. Емельянова
Музыкальное обеспечение Программы:
Комплект «Музыкальные обучалочки», Екатерина Железнова – 3 шт. (1 и
2 год обучения, пальчиковые игры, музыкально-ритмические игры,
песенки-инсценировки.
Информационное обеспечение:
- CD-диски с музыкальным сопровождением:
 Диск «ИГРЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ» - http://locman.hutor.ru/ebook_info/7180.
 Диск
«СКАЗОЧКИ
ШУМЕЛОЧКИ»
http://locman.hutor.ru/ebook_info/6790.
 Диск «ПЕСЕНКИ – ВОЗГЛАСЫ» - http://locman.hutor.ru/ebook_info/5940.
 Диск «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК» - ttp://locman.hutor.ru/ebook_info/6791.
 Диск «ПЯТЬ ПОРОСЯТ» - http://locman.hutor.ru/ebook_info/7179.
- видеоматериалы:
 Старинный
вальс
«Осенний
сон»
А.
Джойс
https://www.youtube.com/watch?v=0D0gNvmbg-4;
 Фонопедические
упражнения
со
старшими
дошкольниками
https://www.youtube.com/watch?v=Rj3Qe6pCd50&t=16s
- аудиоматериалы:





Р.Шуман «Смелый наездник»;
Белорусия - Полька-Янка (скакуха) 109.32_(Audio-VK4.ru);
Я с комариком плясала Б. Феоктистов;
Два весёлых гуся (минус) (xm-russia.org) https://xm-russia.org/track .
24

-

 Детская хороводная «По малину в сад пойду».
- мультимедийные презентации:
 https://www.uchportal.ru/load/174-7
- Интернет-ресурсы:
 Логоритмика. Логоритмические занятия. Воспитателям детских садов,
школьным
учителям
и
педагогам
Маам.ру
(maam.ru)
https://www.maam.ru/obrazovanie/logoritmika.
 Логоритмика.
Образовательная
социальная
сеть
(nsportal.ru)
https://nsportal.ru/user/1120703/page/logoritmika.
 Пальчиковые гимнастики и стихи с движением - https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2014/04/28/palchikovye-gimnastiki-i-stikhi-s-dvizheniem.
 Самойлова
Е.
Комплексы
упражнений
по
логоритмике
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/11/02/kompleksy-uprazhneniypo-logoritmike.
Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:
- Бланки с заданиями по темам;
- Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
- Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
- Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых
упражнений;
- Схемы-планы, модели.
Игровой и спортивный инвентарь:
Ростовая кукла - 1.
Костюмы зверей – 5 шт.;
Музыкальные инструменты:
колокольчики – 11 шт.,
ложки – 31 шт.,
бубенчики – 2 шт.,
маракас – 2 шт.,
румба – 2 шт.,
бубны – 2 шт.,
барабаны – 5 шт.,
терка – 2 шт.,
треугольники – 7 шт.
Спортивный инвентарь:
25

канат – 1 шт.,
обручи – 20 шт.
мягкий конструктор – 1 шт.,
мат – 2 шт.,
индивидуальные коврики – 25 шт
пособия на развитие дыхание,
ритмические палочки – 48 шт.,
массажные мячики «Су-джок» - 12 шт.
Кадровое обеспечение
Учитель - логопед высшей квалификационной категории Цыганкова Алена
Викторовна.
2.2. Оценочные материалы по эффективности занятий
Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз
в полугодие, открытые уроки, выступления, конкурсы, которые также
способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение
положительного результата.
Карта диагностики уровня развития ребенка
по Программе
Способом определения результативности реализации дополнительной
образовательной
Программы
является
педагогическая
диагностика.
Цель диагностики: выявление уровня состояния неречевых психических
функций и уровень речевого развития детей (начального уровня и динамики
развития, уровень исполнения ритмических, логоритмических и музыкальноритмических упражнений и заданий, эффективности педагогического
воздействия) в процессе логоритмических занятий.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий в условиях
выполнения обычных и специальных подобранных заданий.
Ф.И. ребенка

__________________________

Группа

______________________

Параметры

Начало
года

Слуховое внимание
Восприятие и воспроизведение
ритма
Ориентирование в пространстве
26

Конец
года

Динамика роста
развития

Состояние общей моторики
Состояние мелкой моторики
Эмоциональность
Музыкальность
Творческие проявления
Овладение речью как средством
общения и культуры
Обогащение активного словаря в
процессе восприятия
художественной литературы
Развитие детей в процессе
овладения музыкальной
деятельностью
Развитие детей в процессе
овладения театрализованной
деятельностью
Овлаадение двигательной
деятельностью
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную
игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент:
- - .. –
2-й элемент:
- .. - 3-й элемент:
--…
4-й элемент:
…-По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
a. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди,
сзади.
27

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми,
определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение с одного движения на другое.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,
корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
Оценка от 1 до 3-х баллов.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру
«Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение с одного движения на другое.
 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 –
3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
 Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой
рукой). По 1 баллу.
 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее
– наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводные таблицы «Результаты диагностики
неречевых психических функций и уровень речевого развития». (Приложение №
1)
Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих
образовательных задач:
1. С целью построения индивидуальной образовательной траектории
каждого ребёнка;
2. Построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией
развития группы;
3. Для отбора методов, приемов и технологий.
4. Для оценивания эффективности занятий.

28

3. Список литературы
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального
сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика
работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред.
Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для
студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;
032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная). СПб.: «Петербург –XXI»,1997.
4. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения.
М.: «ТЦ СФЕРА», 2006.
5. Гавришева Л. Б., Нищева Н.В., Логопедические распевки.
Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2005.
6. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая
подготовительная группы. – М.: Академия развития, 2006.
7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.,
Сфера, 2005.
8. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и
коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и
воспитателей – М.: Аверсэв,, 2004.
9. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов.
М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997 г. – 64 с.
10. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки для детей
дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с.
11. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и
Д», 2005.
12. Лопухина И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для
логопедов и родителей. - СПб.: «Дельта» - 1997.
13. Микляева Н.В., Полозова о.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и
логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. - 2-е изд.
– М.: Айрис-пресс, 2005, - 112 с.
14. Овчинникова Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО», 2009.

29

15. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду:
занятия, игры, упражнения/авт. - сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель,
2011. – 204 с.
16. Таран Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ.
СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
17. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение,
Владос, - 1995.
18. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с
нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений/ - М.:
Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
19. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для
детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс. – 2007.

30

Приложение 1
Первый год обучения (5 - 6 лет)
Месяц

Октябрь

Номер
заняти
я
1
2
3
4
5
6

Ноябрь

7
8

9
10
11

12

Декабрь

13

14
15
16

17
18
Январь
19
20

Тема

Количество
НОД

Время
НОД, мин

Время
всего

Знакомство. Диагностика.
Сбор грибов и ягод
«Путешествие язычка»
«В гостях у лесного
гнома»
«Яблоко» по мотивам
сказки В. Сутеева
«Пых»
по
мотивам
белорусской
народной
сказки
«Спор овощей»
«Колосок» по мотивам
украинской народной
сказки
«Приключения дождика»
«Краски осени»
«Палочка-выручалочка»
по мотивам сказки В.
Сутеева
«Как коза в лесу избушку
построила» по мотивам
русской народной сказки
«Кот, петух и лиса» по
мотивам русской
народной сказки
«Теремок-холодок»
«Дед Мороз построил
дом»
«Отчего у белого медведя
нос черный» по мотивам
юкагирской народной
сказки
«Елка» по мотивам сказки
В. Сутеева
Новый год. Закрепление
материала
Каникулы
«Снеговик на елке»
«Морозята»

1
1
1
1

25
25
25
25

25
25
25
25

1

25

25

1

25

25

1
1

25
25

25
25

1
1
1

25
25
25

25
25
25

1

25

25

1

25

25

1
1

25
25

25
25

1

25

25

1

25

25

1

25

25

1
1

25
25

25
25

31

21

Февраль

22
23

24

25

26

27
28
Март

29

30
31

32

Апрель

33
34
35

36

Май

37
38
39
40
41
42

«Мороз Иванович» по
мотивам сказки В. Одоевского
«Приключения снежинки»
«Снежная книга» по
мотивам рассказа В.
Бианки
«Мороз, солнце и ветер»
по мотивам русской народной сказки
«Парад на Красной
площади» по мотивам
стихотворения В. Орлова
«Гуси-лебеди» по
мотивам русской
народной сказки
День
защитников
отечества
Как солдат кашу из
топора варил
«Я маму мою обидел» по
стихотворению Э. Мошковской
«Кем быть?»
«Откуда у носорога
шкура» по мотивам одноименной сказки Р.
Киплинга
«Откуда у верблюда горб»
по мотивам сказки Р.
Киплинга
Весна пришла!
Перелетные птицы
«Откуда у кита такая
глотка» по мотивам
сказки Р. Киплинга
«Космическое
путешествие»
«Лекарство от зевоты»
«Пасха»
Путешествие ручейка
День Победы
«Колобок»
«Волшебное зеркальце»
32

1

25

25

1
1

25
25

25
25

1

25

25

1

25

25

1

25

25

1

25

25

1

25

25

1

25

25

1
1

25
25

25
25

1

25

25

1
1
1

25
25
25

25
25
25

1

25

25

1
1
1
1
1
1

25
25
25
25
25
25

25
25
25
25
25
25

45

по мотивам чешской народной сказки
«Как муравьишка дом
солнышка искал»
«История о том, как гном
построил дом»
Три поросенка

46

Итоговое занятие

43
44

ИТОГО В ГОД

1

25

25

1

25

25

1

25

25

1

25

25

46

Второй год обучения (подготовительная группа (6 - 7 лет))
Месяц

Октябрь

Ноябрь

Номер
заняти
я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Декабрь

11
12
13
14
15
16
17
18

Январь
19
20

Тема

Количество
НОД

Время
НОД, мин

Время
всего

Знакомство. Диагностика
Дядюшка Ау
Сергиюшко
Медведь и хвост
Магазин «Природа»
Сивка - Бурка
Как заяц и дрозд урожай
растили
Вершки и корешки
Петушок – золотой
гребешок и чудо - меленка
Лягушка путешественница
Новый каравай
Четыре желания
Разноцветная книга
Лягушка путешественница
Проказы зимы
Заяц, косач, медведь и Дед
Мороз
Почтовая история
Как ворона Снегурочкой
стала
КАНИКУЛЫ
Двенадцать месяцев
Серебрянное копытце

1
1
1
1
1
1
1

30
30
30
30
30
30
30

30
30
30
30
30
30
30

1
1

30
30

30
30

1

30

30

1
1
1
1

30
30
30
30

30
30
30
30

1
1

30
30

30
30

1
1

30
30

30
30

1
1

30
30

30
30

33

Февраль

1

42
43

Зима - пекариха
Госпожа Метелица
Каша из топора
Стойкий оловянный
солдатик
Сказка об Иване –
крестьянском сыне и
Ытыре - Фытыре
Звездный мальчик
День защитников
Отечества
«Гуси-лебеди» по
мотивам русской
народной сказки
Заколдованный холм
Два клена
Как поп работницу
нанимал
Снегурочка
Весна пришла!
Гадкий утенок
Звездный бал
Космонавтом быть хочу!
Робот
Беляночка и Розочка
Волк и семеро козлят
Бегут ручьи
Баллада о юном
барабанщике
В гостях у лесных гномов
Подарки гномов

44

21
22
23
24

1
1

30
30
30
30

30
30
30
30

1

30

30

1
1

30
30

30
30

1

30

30

1
1
1

30
30
30

30
30
30

1

30

30

1
1
1
1
1
1
1

30
30
30
30
30
30
30

30
30
30
30
30
30
30

1
1

30
30

30
30

Приключения Буратино

1

30

30

45

Три поросенка

1

30

30

46

Итоговой занятие

1

30

30

25

26
27
28

Март

Апрель

Май

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

ИТОГО В ГОД

46

34

Приложение № 2
Результаты диагностики неречевых психических функций (в баллах)
№

Фамилия,
имя
ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и
воспроизведение ритма

Сентябрь

Сентябрь

Май

Май

Ориентирование в
пространстве
Сентябрь

Май

Состояние общей
моторики
Сентябрь

Май

Состояние мелкой
моторики
Сентябрь

1
2
3
5
6
7
8
9
10

Показатели развития детей
Образовательные области и направления организации
Показатели развития ребёнка
жизнедеятельности детей
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Овладение речью как средством общения и культуры
• Участвует в коллективных разговорах, владеет нормами
вежливого речевого общения.
• Пересказывает литературное произведение без существенных
пропусков.
Выразительно читает заученные произведения
• Понимает авторские средства выразительности, использует их
35

Май

Обогащение активного
словаря
художественной литературы

в

процессе

в собственном рассказе.
• Использует осознанно слова, обозначающие видовые и
родовые обобщения.
• Подбирает к существительному несколько прилагательных;
заменяет слово другим словом со сходным значением.
• Имеет чистое и правильное звукопроизношение.
• Осуществляет звуковой анализ слова (четырёх - пятизвуковые
слова).
• Выделяет ударный слог и ударный гласный звук в слове.
• Пользуется способами установления речевых контактов со
взрослыми и детьми; уместно пользоваться интонацией,
мимикой, жестами.
• Использует самостоятельно грамматические формы для
точного выражения мыслей.
• Точно употребляет слово в зависимости от замысла, контекста
или речевой ситуации.
• Понимает значения слов в переносном и иносказательном
значении.
• Использует средства интонационной выразительности при
чтении
стихов,
пересказе,
собственном
творческом
рассказывании
восприятия • Знает 2—3 программных стихотворения,
2—3 считалки, 2—3 загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям
стихотворения.
• Называет любимого детского писателя, любимые сказки и
рассказы.
• Придумывает загадки, сравнения к образам прочитанных
36

произведений.
• Самостоятельно включается в игру драматизацию
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью
• Называет элементарные музыкальные термины и использует их
в собственной самостоятельной музыкальной деятельности в
детском саду и дома.
• Оценивает, различает и высказывается о жанрах (песня, марш,
танец).
• Определяет тембр музыкальных инструментов, различает их
голоса в оркестровом исполнении, узнаёт детские музыкальные
инструменты.
• Ориентируется в сфере спектра немузыкальных звуков, умеет
выделять звук из окружающей действительности (голосов
природы), анализирует звуковую реальность.
• Поёт с аккомпанементом, чётко проговаривая слова, без
напряжения. Умеет одновременно начинать и заканчивать пение
по показу педагога.
• Поёт без сопровождения «по цепочке» друг за другом по
фразам.
• Владеет основными движениями, следит за положением
головы, рук, умеет двигаться соответственно характеру
звучащей музыки
Развитие детей в процессе овладения театрализованной
• Включается в творческий процесс, развивает внимание к
деятельностью
особенностям исполнения роли.
• Погружается в музыкально-двигательную среду с целью
развития пластичности и выразительности тела, понимания его
возможностей.
• Сопереживает и подражает образу.
• Осознаёт себя в мире цвета, звука, движения
37

Овладение двигательной деятельностью

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
• Бегает легко, сохраняя правильную осанку, темп, скорость,
направление, координируя движения рук и ног.
• Самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры,
придумывает с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».