1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 3 12 13 21 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы контроля и оценочные материалы по эффективности занятий 23 27 3. Список литературы 30 Приложение (Календарное планирование занятий) 32 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка «В детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность» (В. А. Сухомлинский) Направленность общеразвивающей программы: художественная. Программа предполагает взаимодействие различных видов изобразительных искусств и художественной деятельности в едином образовательном пространстве. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованно оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности в неразрывном единстве с воспитанием духовнонравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Способность к творчеству – отличительная черта человека, а желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать творческой личностью, достоянием всего общества. Актуальность общеразвивающей программы: содержание программы нацелено на выявление и развитие художественных способностей, на поддержку талантливых детей, на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, освоение опыта прошлого и обусловлена ее практической значимостью. Таким образом, в процессе реализации Программы развивается творческая личность, раскрываются и совершенствуются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая 3 нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, познавательные способности и эмоционально – положительное отношение к самому творческому процессу. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества, совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности и позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Дополнительная образовательная программа «Карандаш» разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон РФ №273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09– 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Письмо Минобразования и науки РФ №06–1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Письмо Минобразования и науки РФ № 65/23-16 от 14.03. 2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Санитарные правила СП 2.4.3648–20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706; Лицензия на правоведения образовательной деятельности; Устав МБДОУ - детский сад № 55. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 осуществляет образовательную деятельность в интересах ребёнка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность развитие художественных и творческих способностей, 4 психических процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности и получении дополнительного образования. Отличительные особенности Программы. Программа представляет собой развивающий образовательный курс, направленный на формирование у ребенка эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, ознакомление и систематизацию уже полученных знаний в художественно - продуктивной деятельности, совершенствование художественно - эстетических навыков, воспитание самоорганизации, выявление и развитие познавательной активности, творческих способностей путем применения традиционной и нетрадиционной техник. Дети знакомятся с разнообразием традиционных и нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в художественном творчестве. Учатся на основе полученных знаний создавать свои творческие работы в следующих видах изобразительного творчества: живопись, рисунок, аппликация, коллаж, лепка, бумагопластика, декупаж. Традиционные техники художественного творчества направлены на овладение элементарных основ художественной грамоты, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развивается творческое начало. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. В основу использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием этой техники. Такие задания ставят ребенка в позицию "творца" активирует и направляет мысли детей и подводит к зарождению собственных художественных замыслов. Достоинством таких техник является универсальность их использования и выразительность результата творчества. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку, именно поэтому, нетрадиционные техники и методики очень привлекательны для детей. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. За время обучения воспитанники закрепляют знания основ цветоведения, формообразования, композиции и рисунка и открывают разные способы использования разных художественных материалов, нетрадиционное использование хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Основными видами детской деятельности изостудии являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт. 5 Программа составлена с учетом реализации образовательных областей: «Социально - коммуникативное». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети в конце занятия обсуждают свою работу. Воспитывается самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий; уделяется внимание на формирование основ безопасного поведения во время занятий. «Познавательное развитие; речевое развитие». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, закрепляются, расширяются и обобщаются уже усвоенные им знания. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных, о продуктах народного творчества. Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. Использование на занятиях художественного слова: сказок, потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи. «Художественно - эстетическое развитие». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений, формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. «Физическое развитие». Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, массажа, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Организация занятий изостудии. Адресат общеразвивающей программы: дети дошкольного возраста 5–7 лет. Наполняемость группы до 15 человек. Особенности возрастных групп детей, которым адресована Программа Старший возраст у дошкольников – это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам, изготовление подарков для близких. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму геометрических фигур и тел; воспринимают величину объектов. Рисунки приобретают сюжетный характер, образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые в изобразительной деятельности становятся сложнее, появляется детализация, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и 6 девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия, а девочки – женские образы и бытовые сюжеты (мама и дочка, комната). Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным: появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно – творческие способности в изобразительной деятельности. В продуктивной деятельности обучающихся 6–7 лет уже знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Обучающиеся могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью, акварелью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения, экспериментирования с различными предмет заменителями для творческих замыслов. У детей 5–6 лет (1 год обучения) формируются умения: правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, пластилин и т. д.); определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки; получать простые оттенки (от основного к более светлому); рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет); изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги; работать в коллективе, уметь давать самооценку; применять нетрадиционные предметы для выполнения творческих работ. Дети 6–7 лет (2 год обучения) познают: основные закономерности линейной светотени; свойства изобразительных материалов. 7 и воздушной перспективы, правила композиции и цветоведения. пропорциональную схему построения фигуры человека и лица человека. Формируются умения: работать с натуры и по представлению в живописи и графике над натюрмортом, пейзажем, портретом; выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной композицией; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема; самостоятельно применять нетрадиционные предметы для выполнения творческих работ. Зачисление воспитанников в группы для занятий по Программе осуществляется в заявительном порядке, в соответствии с договором об оказании дополнительных платных образовательных услуг между родителями и образовательной организацией в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (Статья 54 «Договор об образовании», статья 75 «Дополнительное образование для детей и взрослых»). Режим занятий и объём общеразвивающей Программы. 25 минут 1–15 детей 30 минут 2 72 Итого Кол-во занятий в год Продолжительность занятия в день Возрастная категория Наполняемость группы 1–15 детей Кол-во занятий в неделю Худож ествен ная 2год 1год обучения обучения (6–7 лет) (5–6 лет) Направленность объединения Объем общеразвивающей Программы 144 часа. Срок освоения 2 года. 144ч. Календарный учебный график 8 2 72 Содержание 1 год обучения (5 – 6 лет) 2 год обучения (6 - 7 лет) Количество групп 1 1 Начало года 01.09 01.09 Окончание года 31.05 31.05 Продолжительность 36 недель - 72 часа 36 недель - 72 часа Уровень Программы: 1-ый год обучения - стартовый уровень. 2 - ий год обучения – базовый уровень. Формы обучения: очная. Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие. Формы подведения результатов: беседа, семинар, мастер-класс, творческий отчет, участие в фестивалях, презентация, открытое занятие. Для определения результативности освоения программы разработаны следующие формы: журнал посещаемости; анкетирование родителей; фото и видеосъемка; отзывы детей и родителей. карта диагностики уровня развития Структура построения занятий Программы Образовательная деятельность строится согласно педагогическим принципам, по своему содержанию соответствует возрастным особенностям и физическим возможностям детей. Каждое занятие состоит из трех частей: Вводная часть: игровая мотивация, создание интереса. Включение игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки); сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; получение писем, посылок; игры – драматизации; упражнения и игры на развитие творчества, цветоведения, воображения; принятие на себя роли юных художников, фотографов, сказочных героев. 9 Мотивация детей С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочноигровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог или игровой персонаж (игрушка) занятия может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии. Пальчиковая гимнастика Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы, без усилий использовать инструменты. Знакомство с изображаемым предметом. Основная часть (практическая): показ последовательности создания изделия (рисунка). Выполнение работы детьми. Доработка (дорисовывание) изделия с помощью дополнительного материала (деталей) и инструментов. Художественно-изобразительная деятельность Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности, дизайн-творчестве. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи - Акварелька, Палитра, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное. 10 Заключительная часть: Рассматривание и анализ готовых работ. Проводятся гимнастика для глаз для снятия зрительного напряжения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Формы организации образовательного процесса Объяснительно – иллюстративный (беседа, объяснение, просмотр художественного материала, показ); игровой; метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности); упражнения; мотивация. Группо Практиче Здоровьесберегаю вая ские щие технологии занятия, (физкультминутк просмотр и, упражнения на видео развитие материал воображения, ов, пальчиковая, и выставки, дыхательная праздник гимнастика); и. технология игровой и экспериментальн ой деятельности Педагогические технологии Методы обучения и воспитания Очно 11 Формы организации учебного занятия Особенности организации образовательного процесса Презентация работ Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда. 1.2. ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: Создание условий для развития детской инициативы, воображения и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности через приобщение к миру изобразительного искусства; совместного творчества взрослого и ребенка. Основные задачи: Образовательные: Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Формировать навыки работы с различными материалами; обучать детей художественным приемам традиционной и нетрадиционной техники рисования. Познакомить детей с произведениями искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формировании эстетических чувств и оценок; Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что интересно или эмоционально значимо. Развивающие: Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов, активизировать словарь; Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа), развивать мелкую моторику рук; Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности - результат творчества интересен другим (педагогу, детям, родителям). Воспитательные: Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии, интерес детей к художественно-эстетическому освоению окружающего мира. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, усидчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка. 12 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п Название раздела. темы Количество часов Всего Теория Практи ка 35 4 31 Традиционная техника рисования Вводная беседа об 1 изобразительном 1.1 искусстве, рисование на свободную тему. Живопись 14 1.2 1 Беседа, практическая работа, анализ 1 1 13 Графика 10 1 9 ДПИ 10 1 9 Нетрадиционная техника рисования Рисование пальчиками, 2.1 ладошкой Тычок жесткой 2.2 полусухой кистью Оттиск пробкой, 2.3 поролоном 16 4 11 6 1 5 Работа с бумагой, картоном 2.5 Граттаж 3. Бумагопластика Лепка из солёного 4. теста, пластилина Работа с природными 5. материалами. Поделка из бросового 6. материала. Экскурсия 7. Дом-музей П. Бажова Всего 1.3 1.4 2. 2.4 Формы контроля Анализ, выставка работ Анализ, выставка работ Анализ, выставка работ Анализ, выставка работ Анализ работ 3 3 2 2 Анализ, выставка работ 4 4 1 8 8 1 1 1 7 7 Взаимоанализ работ Выставка работ Презентация работ Выставка работ 3 1 2 Выставка работ 1 1 Выставка работ 1-й год 72ч. 1 Май 64ч. 13 8ч. Содержание учебного (тематического) плана 1. Традиционная техника рисования: 1.1. Вводная беседа об изобразительном искусстве, рисование на свободную тему. Теория: познакомить со основными видами изобразительного искусства. Знакомить детей с изостудией и ее кратким содержанием, чему они должны научиться в течение учебного года и что для этого нужно. Практика: Начальная диагностика. Рисование на свободную тему с целью выявления уровня сформированности графических навыков и фантазии на начальном этапе. 1.2. Живопись Теория: знакомить с художественными материалами для живописи: Дать детям знания о законах композиции и учить применять эти знания на практике. Знакомить детей с техникой размывки, вливания цвета в цвет (2–3 цвета), с техникой рисования по сырому слою. Дать детям знания об основных цветах, показать детям способ получения дополнительных цветов, путём смешивания красок. Побуждать детей к экспериментированию с цветом. Познакомить детей с техникой работы акварельными красками в сочетании с масляной пастелью (вливание, размывка). В технике масляной пастели учить детей рисовать не только ребром, но и торцом мелка для образования широких, ярких линий. Закрепление навыков рисования фломастерами, маркерами, цветными карандашами; Учить использовать соль и клейстер для создания спецэффектов. Практика: Выполнение творческих работ с использованием разных художественных материалов по заданным темам. Экспериментирование со смешиванием двух разных художественных материалов и техник. Натюрморт, портрет, наброски животных, сюжетная картина, иллюстрация к сказке, открытка к празднику. 1.3. Графика: Теория: Знакомство с видом изобразительного искусства графикой, знакомство с художественными материалами для графики; Научить владеть новыми выразительными средствами: линия, штрих, пятно. Раскрыть понятие хроматические цвета (все цвета спектра) и ахроматические цвета (чёрный, белый, серый); Комбинируя элементы языка изобразительного искусства, посредством линии и цветоформы отражать на бумаге своё душевное состояние и увидеть в них образы реальных предметов; Закрепить навыки рисования слитных линий в разных направлениях; Практика: Натюрморт, портрет, наброски животных, сюжетная картина, иллюстрация к сказке, открытка к празднику. 1.4. Декоративно – прикладное искусство: Теория: Вид художественного творчества - ДПИ, виды и особенности 14 народного искусства, знакомство с художественными материалами, используемыми в декоративно – прикладном искусстве. Умение различать виды ДПИ и отмечать их особенности. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно – прикладного искусства; Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов; Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа; Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров; Закреплять знания о цветовой гамме изделий народных мастеров; Практика: Создание простейших изделий: роспись дымковской фигурки (вылепленную на выбор из пластилина), городецкий узор на разделочной доске, Полхов-майданская матрешка на шаблоне. Учить украшать бумажные силуэты элементами росписи в соответствии с формой предмета; называть отличительные особенности предметов декоративно - прикладного искусства. 2. Нетрадиционная техника рисования: 2.1. Рисование пальчиками, ладошкой: Теория: Введение в знакомство с приемами получения изображений с помощью необычных предметов для рисования. Знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий, использовать точку и линию, как средство выразительности; Познакомить с техникой печатания ладошкой и тыльной стороной ладони; Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки; Учить дорисовывать отпечатки ладошек до определённого образа; Развивать чувство композиции; Практика: Замещение кисточки пальчиками для рисования. Превращение отпечатка ладошки в знакомый предмет. 2.2. Тычок жесткой полусухой кистью Практика: закрепить умение детей рисовать тычком и кистью; Учить создавать выразительный образ. Развивать цветовосприятие и чувство композиции. (зайчик, цыпленок) 2.3. Оттиск пробкой, поролоном, листьями Практика: познакомить с техникой печатания: листьями, поролоном, ластиком, пробкой, различными клише вырезанных из овощей; Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение украшать предметы, используя технику печатания. Познакомить детей с техникой печати по трафарету. (Цветок. деревья, осенний букет) 2.4. Работа с бумагой, картоном Практика: знакомить детей с творчеством художника – анималиста Е.И. 15 Чарушина в процессе создания творческих работ. Познакомить с нетрадиционными техниками рисования мятой бумагой и картонными полосками разной ширины, и штампами. Учить правильно, накладывать и распределять краску по листу бумаги с помощью картонной полоски, мятой бумаги и увидеть образ изображения. Эксперимент: силуэтное рисование знакомых предметов и явлений с помощью мятой бумаги, картона. Можно дорисовать какие-то элементы или детали тонкой кисточкой, ватными палочками, т. е. фантазировать на эту тему: главное, чтобы работа получилась так, как было задумано и радовала результатом. (Животные, цветок, дорога, домик) 2.5 Граттаж Практика: Волшебный мир граттажа. Граттаж — это метод выполнения рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции. Эксперимент: дети становятся настоящими волшебниками: черный фон превращается в удивительный праздничный салют. 3. Бумагопластика Теория: что означает искусство создания из бумаги арт-объектов. Краткая история и виды бумагопластики. Знакомство с необходимыми различными материалами, используемыми в технике бумагопластика. Практика: Выполнение художественных работ (полу объёмные картины, открытки, портреты, панно) в технике: аппликация, торцевание, оригами. Изучение свойств и экспериментирование с бумагой. (Любимая игрушка, цветок, животные леса) 4. Лепка из солёного теста, пластилина Теория: Знакомство с материалами для лепки и их отличительными особенностями. Обучение созданию трёхмерных образов, приемам лепки. Практика: Изготовление декоративной лепки: Дымковская фигурка, гжельская посуда, сказочные герои «Теремок», «Репка». Постановка сказки с использованием вылепленных героев. 5. Работа с природными материалами. Теория: Экскурсия с детьми по ознакомлению и сбору природных материалов, пригодных для художественной творческой деятельности. Беседа с детьми о бережном отношении к природе, умение замечать неповторимую красоту природы и передача впечатлений в своих работах. Практика: изготовление поделок и игрушек из подручных природных материалов. 6. Поделка из бросового материала. Практика: Беседа о правильной утилизации бросового материала, о 16 возможном вторичном использовании вторсырья для красивых поделок. Эксперимент: придумать всевозможные варианты поделок, например, из контейнера киндер – сюрпризов, круглого пенопласта, картона. Изготовление елочной игрушки с использованием контейнера киндер – сюрприза, картона, ткани, бусин, пластилина и природных материалов. 7. Экскурсия: Дом-музей П. Бажова - формировать представление о музее автора уральских сказов; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края; - развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ; - воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города. Учебный (тематический) план 2 год обучения № п/п Название раздела. темы Традиционная 1 техника рисования Вводная беседа об изобразительном 1.1 искусстве, рисование на свободную тему. Живопись 1.2 1.3 1.4 Формы контроля Беседа, практическая работа, анализ 1 1 14 1 13 Графика 10 1 9 ДПИ 10 1 9 16 3 11 Нетрадиционная техника рисования Рисование пальчиками, 2.1 ладошкой Тычок жесткой 2.2 полусухой кистью Оттиск пробкой, 2.3 поролоном 2. Количество часов Всего Теория Практика 35 4 31 Анализ, выставка работ Анализ, выставка работ Анализ, выставка работ Анализ, выставка работ Анализ работ 4 4 3 3 2 2 Анализ, выставка работ Работа с бумагой, 4 картоном 2.5 Граттаж 1 3. Бумагопластика 8 4 Взаимоанализ работ Выставка работ Презентация 2.4 1 17 1 7 4. 5. 6. 7. Лепка из солёного теста Работа с природными материалами. Поделка из бросового материала. Экскурсия в ЕМИИ Всего 8 1 7 работ Выставка работ 3 1 2 Выставка работ 1 1 Выставка работ 2-й год 72ч. Октябрь 65ч. 7ч. Содержание учебного (тематического) плана 1. Традиционная техника рисования: 1.1. Вводная беседа об изобразительном искусстве, рисование на свободную тему. Теория: продолжать знакомить с основными видами изобразительного искусства. Знакомить детей с кратким содержанием, чему они должны научиться в течение учебного года и что для этого нужно. Практика: Рисование на свободную тему с целью выявления уровня сформированности графических навыков и фантазии детей второго года обучения. 1.2. Живопись Теория: продолжать знакомить с художественными материалами для живописи: Дать детям знания о законах композиции и учить применять эти знания на практике. Знакомить детей с техникой вливания цвета в цвет (2–3 цвета), с техникой рисования по сырому слою. Повторение знаний об основных цветах, продолжать знакомство со способами получения дополнительных цветов путём смешивания красок. Побуждать детей к экспериментированию с цветом. Продолжать знакомить детей с техникой работы акварельными красками в сочетании с масляной пастелью (вливание, размывка). В технике масляной пастели учить детей рисовать не только ребром, но и торцом мелка для образования широких, ярких линий. Закрепление навыков рисования фломастерами, маркерами, цветными карандашами; Учить использовать соль и клейстер для создания спецэффектов. Практика: Выполнение творческих работ с использованием разных художественных материалов по заданным темам. Экспериментирование со смешиванием двух разных художественных материалов и техник. Натюрморт, портрет, наброски животных, сюжетная картина, иллюстрация к сказке, открытка к празднику. 1.3. Графика: Теория: продолжать знакомство с видом изобразительного искусства графикой, знакомство с художественными материалами для графики; 18 Совершенствование навыков овладения новыми выразительными средствами: линия, штрих, пятно. Повторение понятий: хроматические цвета (все цвета спектра) и ахроматические цвета (чёрный, белый, серый); Комбинируя элементы языка изобразительного искусства, посредством линии и цветоформы отражать на бумаге своё душевное состояние и увидеть в них образы реальных предметов; Закрепить навыки рисования слитных линий в разных направлениях; Практика: Натюрморт, портрет, наброски животных, сюжетная картина, иллюстрация к сказке, открытка к празднику. 1.4. Декоративно – прикладное искусство: Теория: Вид художественного творчества - ДПИ, виды и особенности народного искусства, знакомство с художественными материалами, используемыми в декоративно – прикладном искусстве. Умение различать виды ДПИ и отмечать их особенности. Умение различать виды ДПИ и отмечать их особенности. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно – прикладного искусства; Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов; Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа; Практика: Создание простейших изделий: роспись городецкий конь (вылепленную из пластилина), хохломская роспись на разделочной доске, Урало-сибирская роспись на шаблоне прялки, посуды. Учить украшать бумажные силуэты элементами росписи в соответствии с формой предмета; называть отличительные особенности предметов декоративно - прикладного искусства. 2. Нетрадиционная техника рисования: 2.1. Рисование пальчиками, ладошкой: Практика: учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки; Учить дорисовывать отпечатки ладошек до определённого образа; Развивать чувство композиции; Замещение кисточки пальчиками для рисования (ветка рябины, Дымковская барышня). Превращение отпечатка ладошки в знакомый предмет (лебедь, снегирь) 2.2. Тычок жесткой полусухой кистью Практика: расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно – прикладного искусства; Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов; Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа; Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при 19 восприятии произведений народных мастеров; Закреплять знания о цветовой гамме изделий народных мастеров; Закрепить умение детей рисовать тычком и кистью; Учить создавать выразительный образ (Кошка, три медведя). Развивать цветовосприятие и чувство композиции. 2.3. Оттиск пробкой, поролоном, листьями Практика: познакомить с техникой печатания: листьями, поролоном, ластиком, пробкой, различными клише вырезанных из овощей; Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение украшать предметы, используя технику печатания. Познакомить детей с техникой печати по трафарету (сюжетная картина: осень, лето. 2.4. Работа с бумагой, картоном Практика: знакомить детей с творчеством художника – анималиста Е.И. Чарушина. Познакомить с нетрадиционными техниками рисования мятой бумагой и картонными полосками разной ширины, и штампами. Учить правильно, накладывать и распределять краску по листу бумаги с помощью картонной полоски, мятой бумаги и увидеть образ изображения. : Эксперимент: силуэтное рисование знакомых предметов и явлений с помощью мятой бумаги, картона. Можно дорисовать какие-то элементы или детали тонкой кисточкой, ватными палочками, т. е. фантазировать на эту тему: главное, чтобы работа получилась так, как было задумано и радовала результатом. (Салют, зайчик, цветочная полянка) 2.5. Граттаж Практика: Волшебный мир граттажа. Граттаж — это метод выполнения рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции. Эксперимент: дети становятся настоящими волшебниками: черный фон превращается в удивительный мир Космоса. 3. Бумагопластика Теория: что означает искусство создания из бумаги арт-объектов. Краткая история и виды бумагопластики. Знакомство с необходимыми различными материалами, используемыми в технике бумагопластика. Практика: Выполнение художественных работ (полу объёмные картины, открытки, портреты, панно) в технике: коллаж, торцевание, папье-маше, оригами, киригами, квиллинг. Изучение свойств и экспериментирование с бумагой. (Цветы для мамы, коллаж «Подсолнух», торцевание «Мишка», коллективная работа: папье –маше «Чудо – яйцо», оригами и киригами – животные, квиллинг – подарок к празднику) 4. Лепка из солёного теста. Теория: Знакомство с материалами для лепки и их отличительными 20 особенностями. Обучение созданию трёхмерных образов, приемам лепки. Практика: Изготовление декоративной лепки: Дымковская фигурка, гжельская посуда, сказочные герои «Теремок», «Репка». Постановка сказки с использованием вылепленных героев. 5. Работа с природными материалами. Теория: Экскурсия с детьми по ознакомлению и сбору природных материалов, пригодных для художественной творческой деятельности. Беседа с детьми о бережном отношении к природе, умение замечать неповторимую красоту природы и передача впечатлений в своих работах. Практика: изготовление поделок и игрушек из подручных природных материалов. 6. Поделка из бросового материала. Практика: Беседа о правильной утилизации бросового материала, о возможном вторичном использовании вторсырья для красивых поделок. Эксперимент: придумать всевозможные варианты поделок, например, из контейнера киндер – сюрпризов, круглого пенопласта, картона. Изготовление елочной игрушки с использованием контейнера киндер – сюрприза, картона, ткани, бусин, пластилина и природных материалов. 7. Экскурсия: Екатеринбургский музей изобразительных искусств - формировать представление о картинной галерее известных художников; расширить и углубить знания воспитанников о произведениях искусства; развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ; воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города. 1.4. Планируемые результаты реализации Программы: Метапредметные результаты: (5–7 лет) ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. способен договариваться; 21 учитывает интересы и чувства других, учится сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. ребенок учится анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте. Личностные результаты: дети выражают свое отношение к окружающему миру через творческий продукт; целенаправленно следует своей цели, намеченному плану, преодолевает препятствия (не отказываться от своего замысла до получения результата); дают мотивированную оценку результатам своей деятельности, индивидуальный «почерк» детской продукции. проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга; выражают через цвет эмоциональное состояние и собственное ощущение; стремится к участию в коллективных творческих проектах; интересуется изобразительным и декоративно – прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в художественном музее и на арт – выставке ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. дети соблюдают правила безопасности и личной гигиены. Предметные результаты: Первый год обучения (5–6 лет) самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о 22 них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также, свое личное отношение; в разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно – оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета; успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше, оригами, киригами и др.) и различные изобразительно – выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно – прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире; способен экспериментировать с красками, пластическими, природными и нетрадиционными материалами для реализации своих замыслов; знает графические материалы (восковые мелки, цветной карандаш, фломастер и др.); знает теплые и холодные цвета; знает понятие жанр; знает понятия: натюрморт, пейзаж, портрет, иллюстрации. Второй год обучения (6–7 лет) самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники), а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос); «прошлом» и «будущем» человечества (история, Родина, веселые приключения); в творческих работах передает различными изобразительно – выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человек, добрый или злой сказочный персонаж и т. д.); успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники (в т. ч. нетрадиционные техники: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, монотипия предметная, черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, монотипия пейзажная); способен активно использовать разнообразные изобразительные материалы для реализации собственных целей в свободном, творческом 23 рисовании, лепке, аппликации. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы: Материально – техническое обеспечение: Организация предметно -пространственной среды: Занятия проводятся в группе № 5, где оборудован уголок ИЗО: коллекция репродукций картин художников, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее время, и которую дети уже усвоили, сезонные и предметные картины, предметы ДПИ, в свободном доступе художественные и нетрадиционные материалы. Материалы и инструменты, необходимые для работы: Бумага разного формата и цвета, картон. Художественный и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, простые и цветные карандаши, фломастеры, пластилин, природный и бросовый материал, деревянные палочки, зубные щетки, ватные палочки и тампоны, цветные салфетки, тряпочки (в соответствии с возрастом – по количеству детей). Кисти круглые и плоские №2–№3, №8 - по 15 шт. Подставки для кисточек - 5 шт. Стаканчики -непроливайки – 15 шт. Салфетки для кисточек – 15 шт. Влажные салфетки в упаковке. Палитры для смешения красок – 15 шт. Вата для смачивания бумаги перед работой акварелью - 15 шт. Газеты для работы «по мокрому» - 15 шт. Трубочки для коктейля. Ванночки с поролоном. Клей ПВА, клеящий карандаш- 15 шт. Аптечный парафин или восковые свечи. Доски для лепки – 15 шт. Стеки – 15 шт. Стаканчики под карандаши – 6 шт. Клеёнки для клея – 15 шт. Ножницы – 15 шт. Ножницы фигурные – 5 шт. Природный и бросовый материал. Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора – 1шт., Тазик -5 шт., тряпочки – 5шт. Оборудование 24 Мольберт двухсторонний – 2 шт. Музыкальные диски для детей дошкольного возраста Доска магнитная Технические средства: Магнитофон – 1шт. Стационарный экран – 1 шт. Мультимедийный проектор – 1шт. Ноутбук – 1 шт. Информационное обеспечение 1. Библиотека электронных книг искусству и культуре www.artprojekt.ru 2. Екатеринбургский музей изобразительных искусств https://i-z-o.art 3. Онлайн-музей https://gallerix.ru 4. Сайт об изобразительном искусстве www.arthistory.ru http://www.maam.ru/users/DSAD2001 http://nsportal.ru http://pedsovet.su https://vk.com/patriotpremia www.art-teachers.ru/index https://www.art talant.org/raboty/owner/30775.html https://vk.com/gamma4pedagog. https://55.tvoysadik.ru https://vk.com/patriotpremia?z=photo-156026871_457243010%2Falbum156026871_00%2Frev https://vk.com/konkurs_my_russia Кадровое обеспечение Воспитатель Миннуллина квалификационная категория. Файруза Адегамовна, высшая Методические материалы: Учебно-наглядные пособия: Т. М. Маслова «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи» Н. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» Н. А. Курочкина «Знакомим с портретной живописью» Н. А. Курочкина «Знакомим с пейзажной живописью» Н. В. Нищева «Развитие эмоционального мира речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи» Репродукции картин русских художников: И. И. Шишкин, И.И., Левитан. – М.: «Айрис-пресс», 2004. 25 Репродукции картин русских художников: Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, В. И. Суриков. – М.: «Айрис-пресс», 2004. Репродукции картин русских художников: В. Г. Перов, А. Г. Венецианов. – М.: «Айрис-пресс», 2004. Репродукции картин русских художников: И. Е. Репин, В. М. Васнецов. – М.: «Айрис-пресс», 2004. Репродукции картин русских художников: К. П. Брюллов, П. А. Федотов. – М.: «Айрис-пресс», 2004. Репродукции картин известных художников Пособия и изделия народных промыслов Портреты русских художников Художественное изобразительное электронное издание Самостоятельные изобразительные электронные сборники Изделия декоративно-прикладного искусства, народные игрушки: дымковская игрушка; каргопольская игрушка, посуда и игрушки гжельских мастеров; пособия и предметы быта Урало-сибирской росписи; матрёшки Полхов-майдановские, семёновские, загорские; посуда хохломских мастеров; тверская глиняная птичка-свистулька. Картотека пальчиковых и подвижных игр и упражнений. Методы, приемы, средства реализации Программы. Методы реализации: На занятиях используются: игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. методы, которые направлены на приобщение детей к искусству показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого; методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений, словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка. наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. метод целостного восприятия; метод убеждения; метод приучения, упражнения; метод побуждения к сопереживанию; частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти). метод проблемных ситуаций направлен на активизацию творческого 26 мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. Приемы, методы и средства: Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей, красок): их обследование, освоение предметных действий, демонстрация возможностей («карандаш оставляет след на бумаге, с его помощью можно нарисовать солнышко, и цветок, и цыпленка»; «краска пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки, кляксы, набирать на кисть, раскрашивать»), игровое экспериментирование с материалами (мазать ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать отпечатки). Упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики (пальчиковые игры), а также игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации: «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»). Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения (штрихи - как капельки дождя, точки - зернышки, зигзаги как горки), а также умений создавать более сложные по способу изображения образы на основе простых (спелые яблоки, листопад, разноцветные мячики, бублики-баранки). Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном педагогом силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций (индивидуально выполненную работу - рыбку, яблоко, цветок - дети располагают на общий фон, объединяя в сюжет или общую тему, например «Чудо-дерево с чудо-яблоками», «В магазине цветов», «Аквариум»). Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием. Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек, называние эталонов цвета, формы, показ обследовательских действий для создания образа; использование настольно-печатных игр и организация упражнений («Подбери по цвету», «Подбери по форме (размеру)», «Найди пару», «Все круглое (квадратное, треугольное)»), игр с цветными пирамидками, разноцветными шарами, составление простых композиций с помощью рамок-вкладышей, геометрических мозаик. Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта (нарядной посуды, одежды, ярко и интересно оформленной мебели), в процессе которого педагог обращает внимание на сенсорные и эстетические признаки, вызывает у детей эмоциональный отклик на яркие сочетания цвета, разнообразие формы, красиво описывает их, вызывает чувство радости от 27 соприкосновения с прекрасным. На прогулке и в повседневных ситуациях следует обращать внимание на необычные явления, предметы (цветение растений, яркость чешуи рыбки в аквариуме, солнечный луч, блеск лужицы, пушистое белое облако). Использование игрушек для рассматривания и обыгрывания (матрешки, неваляшки, свистульки), предметов народных промыслов (детская мебель с городецкими узорами, сундучки, посуда, украшенные предметы одежды - косынки, пояса, фартуки), интересные скульптурные изображения (фигурки животных). Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам и стихам, в процессе чтения которых педагог обращает внимание детей на изображенный эпизод, выразительность образа, использует интересные описания, сравнения, ассоциации с детским опытом. Рассматривание репродукции картин художников (в том числе посещение музея ИЗО). Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. 2.2. Формы контроля и оценочные материалы по эффективности занятий. Обследование уровня художественно-творческого развития детей проводится два раза в год: начальное – в сентябре, итоговое в мае с использованием следующих методов: наблюдение; эксперимент; диагностика – подбор заданий, вопросов с целью коррекции творческих отклонений; анализ продуктов деятельности ребенка. Данные методы позволяют выявить реальный уровень художественнотворческого развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки. Результаты диагностики являются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов педагогического воздействия, которое будет наиболее адекватным. Были подобраны критерии оценивания уровня художественно-творческого развития, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Основными направлениями изучения художественно-творческих способностей являются: способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения; способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; 28 способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет. эстетическая компетентность (беседа по вопросам) креативность (воображение) эмоциональность общий показатель (результат диагностики) Характеристика уровней. Высокий уровень (3 балла) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками. Средний уровень (2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками. Низкий уровень (1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками. Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т. Г.) Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)? Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога? Какие методы и приемы использует педагог (наглядные, словесные, практические)? Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)? Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)? Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)? Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен? Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение изображений, предметов, фигур) Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится; сказать, что особенно в ней понравилось. 29 Предложить придумать название картине. Показатели процесса и качества продукции детского художественного образа (автор Ветлугина Н. А.) Отношения, интересы: - искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность интерес к изобразительной деятельности, способность «вхождения» в изображаемый образ Показатели способов творческих действий: - создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов; -дополнения, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения; - самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях. Показатели качества результатов творчества: нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке аппликации; соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям: особенности цветовой гармонии, колорита; характер линии, выразительность формы, силуэта; ритм цветовых пятен, линий форм; своеобразие композиции («смысловой центр», фризовая, горизонтальная вертикальная и т. д.); Оценка результативности программы, сформированности уровня художественно–эстетического развития детей проводится раз в год (май – итоговая творческая работа) Представление результатов практической деятельности родителям, педагогам, сверстникам проводится 4 раза в год: выставки в учреждении, участие в конкурсах, фестивалях (по плану районных, городских, областных учреждений). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей. 30 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Алябьева Е. А. Игры для детей 4–7 лет. Развитие речи и воображения. – М. ТЦ «Сфера», 2009. 2. Гуреева И. В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Средняя группа. – Волгоград, Издательско – торговый дом «Корифей», 2005. 3. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. М.: Скрипторий 2003, 2009. 4. Грибовская А.А. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. М.: «Творческий центр Сфера», 2010. 5. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий. М.: «Творческий центр Сфера», 2004 6. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», часть 1- М.: «Скрипторий», 2010. 7. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. - М.: «Скрипторий», 2008. 8. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись - М.: «Скрипторий», 2007. 9. Давыдова Г. Н. Подарки к праздникам. М.: Скрипторий 2003, 2011. 10. Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – С-Пб.: «Детство – Пресс», 2003. 11. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. «Навстречу друг другу». Программа совместной художественно - творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Линка – Пресс, 2007. 12. Дубровская Н. В. Подарки для мамы. Поделки. – Санкт-Петербург: «Детство – Пресс», 2010. 13. Дубровская Н. В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. М.: 2003. 14. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников –Волгоград: Учитель, 2011. 15. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985. 16. Казакова Т. Г. (под ред.) Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятии, планирование. М.: ТЦ Сфера, 2005. 17. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика - Синтез, 2010. 18. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду - М.: Мозаика Синтез, 2010. 19. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, К-2010. 20. Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования». М.: Педагогическое общество России, 2005. 21. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Практикум – Екатеринбург: У - Фактория, 2004. 22. Малик О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками. Развиваем 31 самостоятельность. М.: «Творческий центр Сфера», 2009. 23. Недорезова О. В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО – Воронеж, 2006. 24. Рыжкова И., Рыжков А., Удивительная прогулка. – Екатеринбург: МБУ «Столица Урала», 2013. 25. Семенюк Е.А. Лечебные игры для детей. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. 26. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. 27. Лыкова И. А. – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет». М.: «Карапуз – Дидактика», 2011. 28. Лыкова И. А. – «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации». М.: «Карапуз – Дидактика», 2006. 29. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» М., 1996. 30. Лыкова И. А. «Цветная мозаика» М., 2000. 31. Лыкова И. А. – Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников - М.: ИД «Цветной мир», 2010г. 32. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия. Занятия в ИЗОстудии. – М.: ИД «Цветной мир», 2010. 33. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. Конспекты занятий и методические рекомендации. М.: ИД «Цветной мир», 2011. 32 Приложение Календарное планирование занятий 1 год обучения Ме сяц Сентябрь № п/п 1 Октябрь 2 Ноябрь 3 Декабрь 4 Январь 5 Заня тие 1 2 Тема Средство изображения Вводное Вводная беседа об изобразительном искусстве 3 4 5 6 7 8 1 2 Дождь идёт – туча, дождик, травка. Грибы в корзинке – Мухомор – гуашь Астры в вазе – Дерево Летят воздушные шары – Осенняя веточкаВетка рябины – 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 Лесные просторы Лебедь белая плывет – Животные леса: ЁжикМедвежонокЦыпленок – Колобок- пластилинография Экзотические рыбки – Сказочный домик Волшебная кисточка - гуашь Снежинка 5 6 7 8 1 Ковер из геометрических фигур Знакомство с народными промыслами. Дымковская игрушка Мальчик и девочка Снежинки-свеча и акварель 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Зима – мелки восковые и акварель Зима – мелки восковые и акварель Рукавичка –невеличка Новогодние шары Дед Мороз Елочка - ёлка – лесной аромат Открытое занятие Мастер-класс Тигренок Клоун Пушистый зайка Птичка – невеличка Цветы (акварель по сырому) Роспись посуды Дерево на закате Дерево на закате 33 Кисть, пальчики и ладошка Рисование пальчиками Тычок квачами Эстамп листьями Смешение цветов Эстамп листьями Примакивание кистью, пальчиками. рисование ладошкой Рисование мятой бумагой Рисование сухой кистью, Рисование мятой бумагой восковые Мелки. акварель Восковые мелки. Акварель восковые мелки. Акварель Рисование ватными палочками Карандаш Свеча и акварель Гуашь Пластилинография Рисование с элементами Гуашь Рассматривание игрушек Гуашь, тычки сухой кистью Гуашь, Аппликация 1 Сказочная птица 7 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Чудо - городец «Персонаж любимый герой сказки» Деревья Машина Дарёнка Котенок Рисунок Знакомство с упражнениями Снегирь Разбудим Мишку Цветы для мамы! Мимоза Пасха «Мой цыпленок» Пасха «Мой цыпленок Украшаем тарелочку 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 Бумажный змей Автобус Космический корабль Космический корабль Зонтик Подснежники Мой город Мой город Декоративный кот Салют Салют Тюльпаны 5 6 7 8 Аквариум с рыбками Черепаха Экскурсия в Дом-музей П. Бажова Творческая итоговая композиция Март Февраль 6 Апрель 8 Май 9 итого 72 34 Пластилинография Гуашь Гуашь Рисование трубочками. Пальцами Гуашь Гуашь Гуашь. Ладошки Тычки акварель Тычки Гуашь. аппликация Свободная техника Оригами Гуашь Мелки. акварель Гуашь Оригами Акварель, карандаш Пластилинография Граттаж Акварель Восковые мелки и Акварель Гуашь Свободная техника Календарное планирование занятий 2 год обучения Ме сяц Сентябрь № п/п 1 Тема Октябрь Акварель, восковые Гуашь Тычок квачами Эстамп листьями Смешение цветов Эстамп листьями Примакивание Гуашь Рисование ладошкой Природный материал Карандаш Рисование мятой бумагой Бумагопластика Восковые мелки. Акварель Гуашь. Оригами Акварель Рисование ватными палочками Гуашь Ноябрь Акварель Дары осени. Натюрморт Ветка рябины в вазе Животные леса. Ёжик Животные леса Сова Животные леса Заяц Деревья Осенняя веточкаПапа, мама и я спортивная семья 3 4 Лесные просторы Лебедь белая плывет – Наброски животных Любимые сказки «Гуси – лебеди» Киригами: тигр, кошка Ангел Надежды Экзотические рыбки – Родная природа в произведениях П. Бажова. «Серебряное копытце» Любимые сказки «Баба – Яга» 5 6 7 8 1 Любимые сказки «Колобок» Любимые сказки «Царевна –лягушка» Портрет Мамы Мальчик и девочка Зимняя сказка - пейзаж Декабрь Осенний пейзаж 3 4 5 6 7 8 1 2 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Зима – мелки восковые и акварель Зима – мелки восковые и акварель Оригами Зимние сказки «Емеля» Зимние сказки «Снегурочка» Елочка - ёлка – лесной аромат Открытое занятие Мастер-класс «Валенок» - для подарка упаковка Зимние забавы Животные зимой: медведь в берлоге Белка Снегирь на ветке Городецкая роспись. Конь Роспись посуды хохломская роспись Дерево на закате Дерево на закате 3 4 5 Средство изображения Вводное Январь 2 Заня тие 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 35 Свеча и акварель Гуашь Бумагопластика Пластилинография Рисование с элементами аппликации Бумагопластика Гуашь Тычки сухой кистью Гуашь, Гуашь, Гуашь Гуащь 1 Сказочная птица 7 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Чудо - городец «Персонаж любимый герой сказки» Деревья Наши защитники Портрет Папы По морям, по волнам Русалочки в подводном царстве Открытка на 8 Марта «Моя мама» Урало-сибирская роспись. Прялка Урало-сибирская роспись. Посуда 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 Пришельцы из космоса Космические просторы На далекой планете Космический транспорт Синяя сказка Гжель Подснежники Мой город Мой город День Победы Открытка Ветерану Перелетные птицы Сирень, черемуха 5 6 7 8 Животные., которых придумал сам Бабочки Экскурсия в ЕМИИ Творческая итоговая композиция «Лето», «Ромашковый луг» Март Февраль 6 Апрель 8 Май 9 итого Коллаж «Подсолнух», Курочка Пасха «Чудо-яйцо» Пасха «Чудо-яйцо» Пластилинография Гуашь Гуашь Рисование Гуашь, карандаши цветные Клейстр, соль, клише Бумагопластика Гуашь Гуашь. Бумагопластика Тычки Природные материалы Тычок кистью Папье-маше 72 36 Граттаж Восковые мелки. акварель Трафареты. набрызг. Бумагопластика Акварель Гуашь Оригами Акварель, карандаш По замыслу Цветные карандаши Пластилинография Восковые мелки и Монотипия Свободная техника