Содержание: 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка………… ………………….……….3 1.2. Цель и задачи программы……….………………….……….9 1.3. Содержание программы……………………………….….…10 1.4. Планируемые результаты…………………………………...15 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы…………………………...17 2.2. Форма аттестации/контроля, оценочные материалы……..19 3. Список литературы……………………………..…….….….21 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы: естественнонаучная. Одним из важнейших направлений системы образования Российской Федерации является использование преемственных образовательных программ для формирования личности ребенка, развития его умственных и творческих способностей, решения проблем адаптации во внешней среде. В последнее время происходит активное внедрение новейших технологий, разработок, продвинутых методик обучения в начальной школе. Не отстает от школы и дошкольное образование. Таким образом, образовательная область «Познавательное развитие» является неотъемлемой и составной частью любой общеобразовательной программы. Познавательное развитие в том числе предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причины и следствия и др.). Блок развития элементарных математических представлений в образовательной области «Познавательное развитие» предусматривает развитие сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников. В основе сенсорного развития лежит чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдения. Сенсорные процессы являются первоначальным источником познания. Чувственное восприятие формирует представления — образы предметов, качественные и количественные признаки, их свойства. Чем более разнообразными будут все эти представления, тем легче будут формироваться интеллектуальные познавательные способности детей, в основе которых лежит мышление — высшая форма творческой активности человека. Развитие познавательных способностей обеспечит эффективность процесса познания, основанного на доступном учебном материале. Актуальность: Программы определяется тем, что она обеспечивает адаптацию (готовность) детей к школе. При работе по данной Программе у детей формируются учебно- познавательные мотивы (желание учиться), закладываются основы универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), развиваются компоненты деятельности (мотивационная, волевая, умственная, психическая и др.), которые обеспечат благоприятный переход к новому этапу жизни и новому виду деятельности — школьному обучению. Двухгодичный познавательный процесс будет способствовать развитию познавательной активности, самостоятельности, творческой инициативы, способности самооценки и самоконтроля, умения организовать свою работу, работу товарищей и обеспечит преемственность дошкольного воспитания и развития и обучения в начальной школе. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций: Федеральный закон РФ №273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобразования и науки РФ №06-1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Письмо Минобразования и науки РФ № 65/23-16 от 14.03. 2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706; Лицензия на правоведения образовательной деятельности; Устав МБДОУ - детский сад № 55. Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей в возрасте от 5 до 7 лет. Работа по Программе позволяет: решать опережающие задачи образования, развивая у детей мотивацию к обучению и новые компетенции; развивать познавательную инициативу и интеллектуальные способности детей посредством эффективной организации работы по сенсорному развитию и развитию восприятия; развивать мышление, внимание, память, воображение и речь детей; формировать функциональные навыки счета, сравнения разных величин и количеств, осваивать геометрические формы через систему увлекательных интересных заданий. Отличительные особенности Программы определяются тем, что имеется ее учебно-методическое обеспечение, куда входят: • Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников для каждой возрастной группы, в которых представлены цели и задачи программы; перечислены разделы, по которым проводится развитие детей; описано содержание материала на весь год; представлен календарный план познавательной деятельности. Каждый конспект содержит сценарии, в которых даны его тема, задачи, описана непосредственно познавательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, а также самостоятельная деятельность детей; формы работы и формы организации детей, перечислено необходимое оборудование и материалы; подробно описан ход познавательной деятельности. • Комплекты рабочих тетрадей по ФЭМП для каждой возрастной группы. Рабочая тетрадь — красочно оформленное пособие с набором интересных, увлекательных познавательных заданий и упражнений, позволяющих наилучшим образом обеспечить усвоение детьми программного материала. Адресат: дети 5 – 7 лет. Наполняемость группы до 15 детей. Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации. Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям. Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие личности. Все математические представления, доступные ребенку, он извлекает из жизни, в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. Такие понятия, как форма и величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения. К возрастным психофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста (дети 5-6 лет) относятся следующие: физиологические особенности – костная система ребенка находится в стадии формирования, в ней много хрящевой ткани, процесс окостенения кисти и пальцев не закончен, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны; психические особенности – дошкольники отличаются импульсивностью, они склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений (импульсов), не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при слабости волевой регуляции поведения. Общая недостаточность воли является возрастной особенностью дошкольника: ребенок ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы; особенности внимания – возрастной особенностью внимания дошкольников является слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания в этом возрасте ограничены. Произвольное внимание ребенка требует так называемой близкой мотивации – если у взрослых произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то дошкольник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии перспективы получить поощрение, заслужить похвалу, лучше всех справиться с заданием. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны; особенности памяти – в этом возрасте дети лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица и предметы, чем определения, описания и объяснения. Следует учитывать, что дошкольники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала; особенности мышления – в этот период под влиянием обучения развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, мышление начинает отражать свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения; особенности восприятия – дошкольники очень эмоциональны: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Ярко выраженная эмоциональность восприятия – это характерная особенность детей. Другая особенность восприятия дошкольников – его тесная связь с действием. На этом уровне психического развития воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, изменять его, взять его, потрогать его. Формирование интереса к приобретению знаний связано с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений. Это чувство подкрепляется одобрением, похвалой взрослого, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Дети испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда их хвалят. Режим занятий: Программа предполагает проведение 2 занятий в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятий 25–30 минут. Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей. Возраст 5-6 6-7 Время занятия 25 минут 30 минут Объем общеразвивающей программы: Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Первый этап рассчитан на детей 5-6 лет, второй этап – на детей 6-7 лет. Объем программы 144 часа Форма обучения Очная Состав групп Постоянный, сформирован в группы обучающихся одного возраста Число участников групп 5-15 детей в каждой группе Срок реализации программы – 2 года (144 часа). Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая. Уровень общеразвивающей программы: стартовый уровень. Форма обучения: групповая, индивидуально-групповая. В процессе занятий используются различные формы: Традиционные Комбинированные Практические Игры, конкурсы Формы работы с детьми. Игра Ситуативный разговор Беседа Рассказ Чтение Интегративная деятельность Проблемная ситуация Наполняемость группы до 15 детей. Виды занятий: вводные, практические, открытые занятия. Занятия, включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную. Методы работы с детьми Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции) Наглядный - (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты) Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов) Интегрированный метод (проектная деятельность) Метод игры (дидактические игры, развивающие игры, ребусы, лабиринты, логические задачи,) на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, Палочки Кьюзенера, игры-конкурсы, соревнования Форма подведения результатов: открытые занятия. Промежуточная аттестация воспитанников проводится 2 раз в год (в декабре и в мае) в форме открытого занятия для родителей. 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель программы «Занимательная математика» — всестороннее развитие детей 5–7 лет, формирование их умственных способностей и творческой активности, мотивации к саморазвитию и обучению в течение всей жизни, развитие необходимых элементарных математических представлений, решение проблемы адаптации к школе. Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач: 1. Образовательных: – формирование и развитие графических навыков и умений; – формирование и развитие навыков счета и знакомство с понятием числа; – формирование геометрических понятий и отношений; – формирование и развитие пространственных и временных представлений; знакомство с понятием «величина» и ее измерением; – формирование и развитие основ конструирования и моделирования; – формирование и развитие исследовательской и экспериментальной деятельности. 2. Развивающих: – развитие основ игровой деятельности; – развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование, сериация); – развитие познавательных интересов; – развитие интеллектуальных способностей и раскрытие внутреннего потенциала; – развитие интереса к предмету; – развитие правильной, точной, лаконичной математической речи. 3. Воспитательных: – воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности; – воспитание воли, терпения, настойчивости; – воспитание культуры общения, поведения, коммуникабельности, сострадания, коллективизма и чувства товарищества; – воспитание патриотизма и любви к Родине, преданности ей. – 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебно-тематический план первый год обучения (5-6 лет) № п/п Наименование раздела Количество часов всего теория практика Формы аттестации/контроля 1 Величина 10 2 8 Беседа, играэксперимент Игра-конкурс 2 Геометрические фигуры 12 2 10 3 Количество и счет 27 7 20 Опрос, беседа 4 Ориентирование во времени 5 1 4 Викторина 5 Ориентирование в пространстве 8 2 6 Дидактич. игра, практическое занятие 6 Логические задачи 10 2 8 Итого: 72 16 56 Математический конкурс Содержание учебного (тематического) плана Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые по объему; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету. Получают начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан). Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2–3 признакам. Находят в группе предметов «лишний» предмет. Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз). 1. Величина. Теория: Понятие величина, форма, размер, цвет, признаки. Практика: Сравнение предметов по длине, высоте, ширине и толщине (повторение); Сравнение предметов по размерам, форме и цвету (повторение); Сравнение предметов по 2–3 признакам; Введение в активную речь понятий: глубокий, мелкий, жарче, холоднее, быстрее, медленнее; одинаковые по высоте, одинаковые по толщине, одинаковые ширине, одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету. Выделение из группы предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 2– 3 признакам; Выбор и группировка предметов по 2–3 признакам из группы предметов; Изменение геометрических фигур по 1–2 признакам (размер, форма, цвет); Методы наложения и приложения. 2. Геометрические фигуры. Теория: Понятие: плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела. Практика: Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник, трапеция, ромб; Знакомство с объемными телами: куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида; Нахождение в окружающем мире предметов, имеющих форму объемных фигур; Углы фигур, стороны, вершины; Практическое использование линейки для измерения длин, сторон и начертания геометрических фигур; Сборка предметов окружающего мира из геометрических фигур; Классификация фигур по 2-3признакам (размер, форма, цвет, величина); Выделение из группы фигур «лишней» фигуры, неподходящей по 2– 3признакам. Деление фигур на равные и неравные части; Сборка целых фигур из 10–12 частей. 3. Количество и счет. Теория: математическая терминология, использование таких понятий, как цифры, знаки, задачи, больше, меньше, равно. Практика: Числа от 0 до 20; Прямой счет в пределах 20 без операций над ними; Ориентировка в счете до 100; Счет десятками до 100; Состав чисел от 2 до 10 Знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно; Числа – соседи, последующие, предшествующие числа, последнее, предпоследнее число; Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество); Преобразование неравенства в равенство и наоборот; Решение арифметических примеров и задач с использованием знаков (+), (-), (=), (>), (<), неравно. 4. Ориентировка во времени. Теория: Знакомство с понятием время, час, получас, минута. Практика: Закрепление представлений: утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года, год; Цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года; Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера; Ориентировка в днях недели (первый – понедельник, второй – вторник…); Ориентировка в месяцах (первый – январь, второй – февраль…); Знакомство с мерами времени: час, получас, минута. 5. Ориентировка в пространстве. Теория: Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад. Понятия: слева, справа, вверху, внизу (повторение); Совершенствование координации движений и точности их выполнения. Практика: Ориентировка в тетради в клеточку (0,7). Ориентировка в клеточках: левая, правая, верхняя, нижняя стороны клетки; верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы клетки. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции, по плану. Направление движения: в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки; слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад. Закрепление понятий: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом; Активация в речи предлогов: в. на, под, за, перед, между, от, к, через. 6. Логические задачи. Теория: Знакомство с логическими задачами, загадками, задачами – шутками. Практика: Нахождение логических связей, закономерностей. Нахождение «четвертого лишнего». Головоломки различного вида сложения. Выделение и группировка предметов по 2–3 признакам. Задания, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление. Занимательные вопросы, ребусы, логические загадки; задачи-шутки. Математические конкурсы, викторины. Учебно-тематический план второй год обучения (6–7 лет) Количество часов Формы аттестации/контроля № п/п Наименование раздела 1 Геометрические фигуры 8 2 6 Игра-конкурс 2 Количество и счет 28 6 22 Опрос, беседа 3 Ориентирование во времени 6 2 4 Викторина 4 Ориентирование в пространстве 12 2 10 Дидактич. игра, практическое занятие 5 Логические задачи 18 3 15 Математический конкурс Итого: 72 15 57 всего теория практика Содержание учебного (тематического) плана У детей 6–7 лет повышается физическая и умственная работоспособность. Они могут непрерывно заниматься продуктивной работой 25-30 минут. Дети понимают, что скоро станут школьниками. Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает повышенный интерес к учебной деятельности. 1. Геометрические фигуры. Теория: Знакомство с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник), с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы). Понятия: усеченные фигуры. Практика: Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник, трапеция, ромб. знакомство с объемными телами: куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида, кирпичик, брусок, параллелепипед, усеченные фигуры. Нахождение в окружающем мире предметов, имеющих форму объемных фигур. Углы фигур, стороны, вершины. Сборка предметов окружающего мира из геометрических фигур Классификация фигур по 3–4 признакам (размер, форма, цвет, величина); Выделение из группы фигур «лишней» фигуры, неподходящей по 2–3 признакам. Деление фигур на равные и неравные части; Сборка целых фигур из 18–22 частей. 2. Количество и счет. Теория: Ознакомление детей с образованием чисел второго десятка и их записью, отношением в числовом ряду. Практика: Числа от 0 до 20. Прямой и обратный счет в пределах 20. Счет тройками до 21 и обратно. Ориентировка в счете десятками до 100. Состав чисел от 2 до 20. Знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно. Числа – соседи, последующие, предшествующие числа, последнее, предпоследнее число; Преобразование неравенства в равенство и наоборот; Познакомить со структурой задачи (условие, вопрос, решение, ответ); Составление и решение задач, нахождение в задаче условие, вопрос, решение, ответ. Решение арифметических примеров с использованием знаков (+), (-), (=), (>), (<), неравно. 3. Ориентировка во времени. Теория: Продолжение работы по закреплению и углублению представлений о частях суток, днях недели, временах года. Детей знакомят с названиями месяцев, с тем, что их в году двенадцать, а в каждом времени года – три. Детям рассказывают о часах (стрелки, циферблат), учат определять время с точностью до получаса. Практика: Закрепление представлений: утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года, год. Цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года. Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Ориентировка в днях недели. Ориентировка в месяцах. Меры времени. 4. Ориентировка в пространстве. Теория Понятия: в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки. Практика: Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад (повторение). Ориентировка в тетради в клеточку (0,7). Ориентировка в клеточках: левая, правая, верхняя, нижняя стороны клетки; верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы клетки. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции, по плану, схеме. Закрепление понятий: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. Активация в речи предлогов: в. на, под, за, перед, между, от, к, через. Формирование понятий: каждый второй, каждый третий, последующий, предпоследний, последний. 5. Логические задачи. Теория: Рассуждения, нахождение ошибки, анализ и синтез предметов сложной формы. Практика: Нахождение логических связей, закономерностей. Нахождение отличий в двух одинаковых картинках. Нахождение «четвертого лишнего», нахождение отличий у 3-5 предметов. Выделение и группировка предметов по 2-3признакам. Задания, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление; Занимательные вопросы, ребусы, загадки. Логические загадки; задачи-шутки; Математические конкурсы, викторины 1.4. Планируемые результаты освоения программы Метапредметные результаты: Дети умеют самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям; считать до 10 и дальше; называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10; соотносить цифру (0–9) и количество предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >) ; различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения; измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом; делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть, соотносить величину предметов и частей; различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр, проводить их сравнение; воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие; сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира; ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями; определять временные отношения (день – неделя – месяц), время по часам с точностью до 1 часа. Личностные результаты: У детей формируются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям; меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения. Предметные результаты: Дети знают о единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах; о временных интервалах: временем суток, года; об определении времени по часам; о количественной характеристике числа. Развитие у детей старшего дошкольного возраст их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способы познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация). Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе. Целевые ориентиры: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение: • строительный набор (кирпичики); • кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.; • кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»; • игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»; • конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Стеллар», «Лего»; • рамки-вкладыши Монтессори; • наборы дидактический, арифметический; • арифметическое домино; • коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.); • мозаика детская; • коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.); • набор карточек с цифрами от 0 до 20; • счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы; • счетные палочки; • набор планов по ориентации в кабинете и на улице; • набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора); • наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур; • магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»; • логические блоки Дьенеша; • цветные счетные палочки Кюизенера; • пособие «Домик». • Числовая ось. Разрезные цифры, картинки с предметами. • Наборное полотно. • Плакаты с цифрами, геометрическими фигурами. • Наглядный материал: игрушки, объемные геометрические фигуры, бросовый материал. • Часы разных видов. • Картинки последовательности действий. • Раздаточный материал: геометрические фигуры, цифры, полоски различных размеров и длин. • Дидактические игры. • Тетради, карандаши, линейки. • Карточки с индивидуальными заданиями. • Музыкальная аппаратура для проведения физминуток. Информационное обеспечение • • • • «Мишкины книжки» https://mishka-knizhka.ru/logika-vnimanie-pamyat/ Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru и https://infourok.ru Презентации для детей https://www.uchportal.ru/load/174-7 «Уроки математики» https://urokimatematiki.ru/zanyatie-po-femp-sprezentaciey-dlya-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppi-2926.html • Сайт для учителей https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie Кадровое обеспечение: Трефилова Наталья Валерьевна- воспитатель, 1 квалификационная категория. Методические материалы: • образовательная программа «Занимательная математика»; • учебно-методические пособия (комплект рабочих тетрадей) – для формирования практической части (В. Шевелева «Готовимся к школе» в двух частях, «Задачки в клеточках», «Занимательная математика», «Занимательная геометрия», «Упражнения и тесты в клеточках», «Количество и счет», «Графические диктанты»; Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка - ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников»). 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Реализация программы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Диагностика знаний детей 5-6 лет 1. Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке. 2. Умение правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. 3. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, опираясь на наглядность. 4. Умение называть предыдущие и последующие числа в пределах 10. 5. Состав числа в пределах 5 на основе предметных действий. 6. Умение соотносить цифру с количеством предметов. 7. Располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения по высоте, ширине, длине. 8. Умение узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. 9. Умение составлять из частей целое. 10. Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине). 11. Умение называть части суток. 12. Умение называть последовательно дни недели. 13. Умение последовательно называть месяцы в году. 14. Найти сходства и различия предметов. 15. Умение классифицировать предметы по форме, цвету, размеру. Оценка знаний: 1 балл – ребёнок не ответил 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно. Подсчёт результатов: 15 – 22 баллов – низкий уровень 23 – 35 – средний уровень 36 – 45 – высокий уровень Диагностика знаний детей 6–7 лет. 1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности. 2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. 3. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, = . 4. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 5. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, ─, =. 6. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. 7. Умение наряду с квадратом, кругом, треугольником, овалом узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, конус. 8. Умение по заданному образцу конструировать более сложные формы из простых. 9. Умение практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т. д.). 10. Иметь представление об общепринятых единицах измерения величин: сантиметр, литр, килограмм. 11. Состав числа в пределах 10 . 12. Умение решать задачи на сложение, вычитание. 13. Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку (графический диктант). Оценка знаний: 1 балл – ребёнок не ответил 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно. Подсчёт результатов 13 – 19 баллов – низкий уровень 20 – 29 – средний уровень 30 – 39 – высокий уровень Результаты диагностики № 1 2 3 Фамилия, имя ребенка Количество баллов Сентябрь Май 5 6 7 8 9 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Воскобович В., Т. Харько. Игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры - М., 2003 2. Гришечкина Н.В. «365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день», Ярославль, Академия развития, 2010г. 3. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2015 г. 4. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизинера». Москва, 2006 г. Михайлова З.А., Е.А.Носова «Логико – математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. 128с. 5. Михайлова З.А., Е.А.Носова «Логико – математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. 128с. 6. Новикова В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г. 7. Шевелев К.В. «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» М.; Ювента, 2013г 8. Шевелев К.В. «Думаю, считаю, сравниваю» Рабочая тетрадь для детей 56 лет - М.; Ювента, 2013г 9. Шевелев К.В. «Формирование математических способностей» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2014г 10. Шевелев К.В. «Логика, сравнение, счет» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2016г 11. Шевелев К.В. «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» Ювента, 2013г 12. Шевелев К.В. «Я считаю до 20» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2013г 13. Шевелев К.В. «Развивающие задания» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2016г